Рефлексивный метод как один из способов самоконтроля и самооценки при переходе на старшую ступень обучения


Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
Рефлексивный проект как один из способов самоконтроля и самооценки при переходе на старшую ступень обучения
Учитель математики Вершинина М.Л.
Улан-Удэ
2016
Анализируя результаты учебной деятельности учащихся 8 классов, их успешность в изучении математики, их проблемы, а также в связи с дальнейшим обучением в лицейском классе, где предполагается углубленное изучение математики, требующее качественного знания базового материала 5-8 классов, мы с учащимися пришли к выводу о необходимости повторения всего курса программы. Это позволит отследить усвоение изученного, своевременно провести коррекцию, а также продемонстрировать целостное понимание и знание предмета.
Таким образом, возникла необходимость в работе над итоговым проектом, который состоит из 2-х блоков: рефлексивного и продвигающего. Соотношение между блоками варьируется в зависимости от индивидуальных интересов учащихся и уровня их подготовленности. Менее подготовленные учащиеся делают упор на рефлексивный блок, причем их руководителями-консультантами являются учащиеся из продвинутой группы, которые сами работают над вторым блоком проекта. Эти ребята более глубоко рассматривают некоторые разделы программы, демонстрируют применение теоретического материла для решения качественно новых задач, выходящих за рамки школьного курса.
Перед тем как приступить к работе над рефлексивным проектом, на одном из уроков мы с ребятами обсудили вопрос о том, какие темы необходимо отрефлексировать, как сделать это наиболее эффективно и каким образом провести защиту проектов. В программе с 5 по 8 классы таких тематических блоков получилось 16. Составили алгоритм работы над каждой темой. После совместного обсуждения возник следующий план работы по каждой теме:
Основные понятия, их связи и отношения с понятиями, изучаемыми впредыдущих темах;
Свойства, признаки, понятия (формулы, теоремы);
Применение свойств, признаков в «чистом виде» (решение ключевыхзадач);
Рассмотрение прямых и обратных задач, составление графических и алгебраических моделей, выявление взаимосвязей между ними, использование одних из них в качестве средств изучения других;
Углубленное рассмотрение программного вопроса, решение сложных и нестандартных задач по теме.
Результатом проектной деятельности может быть составление справочников по некоторым разделам математики, составление проверочных, контрольных работ как развивающего, так и контролирующего характера.
При обсуждении вопроса о защите проектов был сделан вывод, что ее нужно проводить в несколько этапов. Первыми будет защищаться группа ребят, наиболее успешно освоивших курс математики. Защита может проходить в форме учебного диалога «ученик-ученик-учитель», во время которого учащиеся задают вопросы, возникшие у них в ходе работы над собственным проектом. Таким образом, уже на первом этапе пройдет первичное повторение всего теоретического материала.
На втором этапе необходимо провести серию проверочных работ, тестов содержащих как базовый, так и повышенный уровни (часть работ составляется самими учащимися).
Третий этап - коррекционная работа. Учащиеся, успешно защитившие проекты, помогают в освоении учебного материала тем, кто еще испытывает затруднения.
Четвертый этап - индивидуальное собеседование с каждым учеником по вопросам, возникшим во время работы над проектом.
В ходе защиты проекта на каждого ученика заполняется индивидуальная карта успешности.
ФИО ученика, класс
Название темы Базовый уровень (решение ключевых задач) Повышенный уровень Высокий уровень (решение сложных нестандартных задач)
Рациональные числа 2. Задачи на дроби 3. Проценты Такая карта, как одно из средств индивидуальной формы работы учащихся (в частности в проектной деятельности), способствует формированию функций самоконтроля и самооценки. Если на первой ступени обучения (1-6 классы) функции самоконтроля и самооценки полностью подчинены определению соответствия выбранного способа к объективным условиям решаемой задачи, то на второй ступени (7-9 классы) основной целью контроля и оценки станет выявление субъективных возможностей самого подростка. Это означает, что рефлексия, возникшая в сфере учебной деятельности, все больше развивает те качества и свойства самого учащегося, которые характеризуют его как субъекта этой деятельности. На этой ступени обучения все больше применяется вузовская технология: лекции, семинары, практикумы. Такая рефлексия становится основой для самооценки личности, ученик становится подлинным субъектом учебной деятельности, готовым к переходу на последнюю ступень обучения (10-11 класс).