Тесты выступления на семинаре Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков

Н.А.Барышникова
социальный педагог ТСКОШИ VIII вида

Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков.

По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
Суицид - исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. По статистическим данным 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, воспитателей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанные подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
К особенностям суицидального поведения подростков относят:
Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.
Отсутствие в этом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.
Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток - отсюда «неожиданность» факта.
Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений.
Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.
В подростковой среде суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
Характеристики подростков с риском самоубийства:
Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.
Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).
Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.
Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.
Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.
Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.
Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.
Признаки суицидального поведения:
- постоянная сосредоточенность на проблемах, отсутствие способа их решения;
- изменение эмоционального состояния:
- слезливость, часто без явной причины;
- буйное поведение или драки;
- видение только негативных сторон жизни, сосредоточенность на смерти;
- вербальные выражения: «я не могу ничего делать», «я хочу только умереть» и др.
- возрастание раздражительности, нетерпимости;
- замкнутость;
- снижение внимания к самому себе;
- раздача личных вещей, упорядочивание жизни, составление завещания;
- собирание лекарств, покупка пистолета и пр.;
- существует план самоубийства (чем четче и реальнее план, тем выше вероятность совершения суицида);
- внезапное улучшение, просветление после периода длительной депрессии;
- новые потери;
- предшествующие суицидальные попытки.
Особенности психологического состояния:
- психологические потребности не удовлетворяются;
- человек испытывает невыносимую душевную боль;
- характерно суженное сознание и амбивалентность чувств.
Формы профилактики подростковой суицидальности:
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач педагогической профилактики. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:
Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.