Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду.


Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию
с семьями воспитанников в детском саду.
 Инновационные формы работы с семьями воспитанников
Привлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Семья и детски сад – два общественных института, которые занимаются одним делом, решают одну задачу, стоят у истоков будущего. Чтобы педагоги и родители стали единомышленниками, я все чаще использую в своей работе новые формы и приемы вовлечения родителей в жизнь детского сада. Такая активная работа позволяет реально влиять на семейное воспитание.
Содержание сотрудничества с семьями воспитанников включает три основных направления:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
2. Вовлечение родителей в деятельность детского сада;
3.Участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДС.
Основные задачи реализации данных направлений :.Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семье.
Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.
Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико – психолого – педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).
Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно – смысловой позиции.
Рассмотрим подробнее каждую  форму сотрудничества с семьей в рамках данных направлений.
1.Организация консультативной и просветительской работы (родительский всеобуч родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, воспитателей специалистов детского сада, издание информационных буклетов «Здравствуйте, это мы!”, оформление информационных стендов.). Обращая особое внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций специалисты детского сада стараются объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.
2.Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе  обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесс, а познания мира. Поэтому мы стремимся пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.
3. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе. Также родителям можно не включаться в игры и занятия, а спокойно посидеть и понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.
4. Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
5.Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” (2 раза в год). В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на педагогическом мероприятии, на прогулке, на приеме пищи, на пробежке после дневного сна, поиграть с детьми т. д.
6. Помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды группы (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДС). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
7. Работа в Родительском комитете группы или детского сада. В нашем ДОУ Родительский комитет создается из числа заинтересованных родителей и оказывает администрации дошкольного учреждения и воспитателям возрастных групп следующие виды услуг: контроль за качеством питания в ДОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
8. Участие в педагогическом Совете. Родители, дети которых посещают наше учреждение, имеют право присутствовать на заседании педагогического Совета, уведомив заранее о своем решении администрацию дошкольного учреждения. Мы приветствуем желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
9. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки:
«Цветочная композиция» - выставка букетов цветов, собранных родителями совместно с детьми;
«Осенние дары», «Краше нас Вам не найти» - оригинальная плодово-овощная композиция.
«Лето – красное» фотовыставка (семейный отдых, труд, праздник);
участие в конкурсах и выставках: городских, районных, российских.
Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому я считаю, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
10. Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т. д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями. Праздники готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители («Путешествие по родномупоселку», «Мы нашли у нас таланты», «День рождения» и др.). Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДС с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДСи семье.
Я считаю, что чем лучше налажено взаимодействие между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Литература:
1. Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Содружество: Программа взаимодействия семьи и детского сада» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2011.-72 с.
2. Л. С. Жесткова, С. Н. Баркан, Н. В. Лузай «Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду» Из опыта работы/ под ред. Л. С. Вакуленко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2014.-80 с.
3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/ авт. – сост. Л. П. Пяткова (и др.) – Волгоград: Учитель, 2013. – 175 с.