Проект «Мы вместе» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни


righttopШамсуарова Эльмира Зайтуновна
учитель английского языка,
классный руководитель 9 Б класса
МБОУ «Гимназия №3»
40000100000Шамсуарова Эльмира Зайтуновнаучитель английского языка,
классный руководитель 9 Б класса
МБОУ «Гимназия №3»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №3» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
1701212551814Проект «Мы вместе» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни

00Проект «Мы вместе» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни

16249653295847
Информационная карта проекта
Полное название проекта Проект «Мы вместе» по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни
Автор проекта Шамсуарова Эльмира Зайтуновна
классный руководитель 9 Б класса
Цель проекта профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека
Срок реализации 5 лет
Место проведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Краткая аннотация проекта
«Мы вместе»
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы через групповые и индивидуальные занятия классного руководителя с обучающимися и их родителями.
Задачи проекта решаются посредством повышения мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации задуманного; формирования гендерных представлений о семейных ролях мужчин и женщин; освоения правовых знаний, формирования установок здорового образа жизни. В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов: вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и внеклассные мероприятия, общешкольные праздники; снижение правонарушений среди несовершеннолетних; выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников; повышение уровня воспитанности детей.
Концептуальные основы проекта.
Обоснование социальной значимости.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.
Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Актуальность проекта «Мы вместе» обусловлена именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
Целью проекта является организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека.
Задачи проекта:
Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
Профилактика негативных явлений: алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, злоупотребления психоактивными веществами.
Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Совершенствовать внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.
Содержание проекта
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Проект «Мы вместе» рассчитан на 5 лет и ориентирован на обучающихся 5-9 класса, родителей и классного руководителя.
Проект опирается на принципы: добровольности, комплексности, конфиденциальности, компетентности, позитивности, объективности. Формирование групп в том или ином направлении проекта и участие в мероприятиях происходит только на добровольной основе и по желанию несовершеннолетних. В ходе диагностического обследования собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения поставленных задач, отраженных в направлении деятельности в рамках проекта.
Работа классного руководителя по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строится по следующим направлениям: профилактическая работа по предупреждению и предотвращению отклоняющегося поведения обучающихся; профилактика злоупотребления психоактивных веществ, суицидального поведения подростков; коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних.
За годы работы классным руководителем накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений обучающихся в различных формах деятельности: организация внеурочной деятельности и летнего отдыха, коммунарские сборы. В школе создан Совет профилактики, на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности. На Совет профилактики приглашаются обучающиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребёнку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих обучающихся и их включение во внеурочную деятельность на бесплатной основе.
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В начале каждого учебного года я, как классный руководитель, ставлю перед собой следующие задачи:
-  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- воспитать и формировать ответственное отношение к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
Формы работы с обучающимися определялись в соответствии с возрастными особенностями:
Класс Возрастные особенности Формы работы
5-7 класс - Формируется чувство взрослости. - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии. - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников. - Отдаление от семьи. - Развитие спортивных, технических, художественных интересов. – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д.
Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения. Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело. Организация трудового лагеря.
Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы.
Экскурсионные поездки.
Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия.
Вовлечение в «Коммунарские сборы»
8-9 класс - Половое взросление, гормональные изменения. - Меняется система ценностей и интересов. - Зависимость от микросреды и конкретной ситуации.
Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Организация трудового лагеря. Вовлечение в «Коммунарские сборы» Психологические игры и упражнения, тренинговые занятия.
Экскурсионные поездки.
Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. Коллективное творческое дело.
В классном коллективе я создаю условия нормального воспитания и развития личности ребенка:
гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:
а) профилактическая работа; 
б) организация досуговой деятельности; 
в) работа с родителями; 
г) правовой всеобуч; 
д) организация каникул;
е) работа с трудными детьми.
В начале каждого учебного года мною создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Я вместе с родительским комитетом посещаю семьи и составляем акты посещения.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости с моей стороны информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 
Я веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняю у родителей причину отсутствия. Учащийся знает, что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у меня, что-либо скрыть (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и мною налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.Мною принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Я принимаю активное участие в вовлечение детей в работу трудового лагеря на базе школы и в участие в коммунарских сборах, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся подлежит строгому учёту.
Так же проводятся с помощью родителей экскурсионные поездки в города России для культурного обогащения учащихся и организации занятности во время каникул.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, соревнования по футболу, волейболу, баскетболу.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные за последние несколько лет:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Курить – здоровью вредить»
«Здоровый образ жизни»
«Школьнику о вреде никотина»
«Жизнь без наркотиков»
«Урок Здоровья»
«Профилактика гриппа»
«ВИЧ можно избежать»
«Наркомания и ее последствия для человека»
«Мы выбираем ЗОЖ»
К тому же классный руководитель является примером для подражания, поэтому сама стремлюсь участвовать во всевозможных спортивных и творческих мероприятиях среди педагогов как на уровне школы, так и на уровне города. Доказательством этому является грамота за 2 место в лично-командном Чемпионате города по пулевой стрельбе 2015 г., грамота за 2 место в фестивале художественного творчества среди работников образования «Созвездие талантов» 2013г., грамота за 1 место в фестивале художественного творчества среди работников образования «Созвездие талантов» 2014г.
5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые классные часы, беседы, конкурсы плакатов, брошюр, викторины. В их организации участвую не только я, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 
Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому совместно с обучающимися моего класса я провела классные часы и беседы:
«Права и обязанности школьника»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Правила поведения в общественных местах»
«Мои права и обязанности»
«Мы и улица, наши интересы»
«Твоя жизнь – твой выбор»
«Почему подросток совершает преступление»
«Преступления и его последствия»
«Как научится быть ответственным за свои поступки»
«Административная и уголовная ответственность»
«Конкурс брошюр по профилактике правонарушений»
В школьном конкурсе плакатов по профилактике СПИДа и наркомании «Профилактика ВИЧ – инфекции в образовательной среде» мой класс занял 2 место в 2015-2016 учебном году.
6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов я информирую Совет профилактики школы. Я знакомлюсь с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке провожу беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляю акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 
Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям. Поэтому были проведены консультации на тему: «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок», «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь», «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.  Я, как классный руководитель в работе тесно сотрудничаю с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

Только совместными усилиями можно предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних

Предполагаемые конечные результаты
В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
У обучающихся:
Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.
Формирование умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повышение уровня воспитанности.
Определение позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
Повышение правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.
Осознание системы половых ролей, социальных функций, понимание, что есть «мужское» и «женское».
Усвоение знаний о способах сохранения здоровья.
Совершенствование коммуникативных навыков.
У родителей:
Формирование у родителей адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.
Понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
Повышение социальной роли родителя, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.
Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
высокий уровень групповой сплоченности;
создание условий для развития личностного потенциала каждого ребёнка, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.
Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
уменьшение количества несовершеннолетних «группы риска»;
снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;
формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе детско-родительских отношений;
уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
благополучное прохождение социализации подростков в обществе;
формирование негативного отношения к злоупотреблениям и положительно устойчивого отношения к здоровому образу жизни;
уменьшение количества подростков, склонных к суицидальным проявлениям отсутствие суицидальных попыток среди подростков.

Конкурс буклетов. Работы учащихся.


Участие в конкурсах, викторинах, школьных мероприятиях, трудовом right3468784-655010328766100348076067277500-517185672421лагере, коммунарских сборах, конкурсах плакатов и брошюр
right6292850-708498594653800-65529072512534708512618031Экскурсионные поездки
Формирование здорового образа жизни
343709364179450-65481848458332407285254156600-612273265562