Результат внедрения программы инклюзивного образования (на примере МБОУ СОШ №21 города Ставрополя)


Результат внедрения программы инклюзивного образования (на примере МБОУ СОШ №21 города Ставрополя)
Результатом внедрения программы инклюзивного образования является создание единой учебно-воспитательной среды, привлечения специалистов различных отраслей для оказания консультативной помощи, повышение доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон, увеличение степени участия родителей в учебно-воспитательном процессе.
В школе созданы условия для получения детьми с ОВЗ образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Дети с ограниченными возможностями максимально включены в школьную жизнь. Созданы новые формы успешной социализации детей-инвалидов и индивидуализации их воспитания. Школа – участница федеральной программы «Доступная среда», в рамках которой получила специализированный микроавтобус с подъемником, оборудование для сенсорной комнаты, тренажерного зала для адаптивной физической культуры, компьютерное оборудование для слабовидящих, слабослышащих детей.
Основным документом образовательной организации является устав. В уставе образовательной организации закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и описаны формы организации данной работы.
При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации разработаны локальные акты. При разработке перечня локальных актов образовательной организации учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов имеются документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).Кроме того, имеются локальные акты:
– Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ;
– Положение о рабочей программе учителя;
– Положение об инклюзивном или специальном (коррекционном) классе;
– Положение о ПМП консилиуме ОУ.
Весь педагогический коллектив прошел профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации по различным аспектам совместного обучения детей с ОВЗ в интегрированном, инклюзивном классе (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Это подтверждается дипломами о профессиональной переподготовке или удостоверениями о повышении квалификации установленного образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляться образовательной организацией (семинары, круглые столы и др.).
Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, имеют удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о [2; 19].
Образовательная организация использует сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволяют привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
В школе обучаются разные дети, в том числе «трудные», дети с психомоторными расстройствами, дети из асоциальных семей, дети с ОВЗ (слабослышащие, дети с нарушениями зрения).
Школа занималась и будет заниматься дальше решением таких проблем, как:
– социализация детей-инвалидов в современном обществе;
– создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов науверенное позиционирование себя в современном обществе;– умение превращать свои недостатки в достоинства;– изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечениедетей с ограниченными возможностями в общество.
Стандарты инклюзивного образования значительно расширяют область применения школьного образования. Теперь дети с ограниченными возможностями могут учиться вместе со своими сверстниками. Вполне возможно, что такая социализация поможет бороться с проблемами в развитии и сможет обеспечить ребёнку возвращение в общество и полноценную жизнь. Ведь изоляция детей с проблемами лишь ухудшают их психологическое состояние. А ведь множество детей могли бы стать полноценными членами общества при правильном инклюзивном образовании.