Программа внедрения концептуальных основ инклюзивного образования (на примере МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя)


Программа внедрения концептуальных основ инклюзивного образования (на примере МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя)
Пояснительная записка
МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя – общеобразовательная школа, реализующая концепцию адаптивной школы. Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложным этапом социализации, так как, несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной. Полная же адаптация детей с ограниченными возможностями в общество требует дополнительного финансирования для их обучения, получения профессии и трудоустройства [6].
Решаются качественно новые проблемы не только финансового характера, но и содержания образования, нормативных требований к деятельности педагога. Особый акцент был сделан на воспитание толерантности школьного сообщества по отношению к детям с ОВЗ.
Важными факторами перехода к инклюзивному образованию являются не только национальная политика в области образования, но и долгосрочная поддержка местной власти, признание необходимости данного решения педагогическим сообществом, социумом. В свое время для нас главную роль сыграли в этом партнерские связи с одним из канадских Центров по изучению детей-инвалидов, с местными общественными организациями инвалидов, с некоммерческими организациями, с частными предпринимателями и городскими социальными службами. Сейчас наше сотрудничество с социальными партнерами обуславливается желанием, настойчивостью и творческим настроем всех, кто действительно хочет сделать современную школу пространством перспективного развития личности. Конечно, не всякий ребенок может легко и просто учиться в обычном общеобразовательном классе, и инклюзивное образование предполагает, что школа найдет возможность адаптироваться под потребности любого ученика: того, кому трудно передвигаться, но легко учиться, и того, кто лучше себя чувствует в мини–группе для детей с особенностями развития, а также того, кто вообще приспособлен только для индивидуальных занятий. Но дифференцированный подход предполагает сложную и многоступенчатую систему управления, финансирования. На администрацию школы ложится особая ответственность в поиске средств решения всех возникших проблем. Грантодатели учитывают историю организации, ее достижения, другие источники средств, на что конкретно пойдут деньги, возможность узнать о результате и контроле за расходованием средств. Среди критериев отбора не только социальная значимость проблемы, которую решает организация, но и продолжение деятельности после получения гранта, число людей, получающих пользу от деятельности организации. У МБОУ СОШ № 21 хорошая грантовая история. Задачи, выполняемые образовательной организацией, логически связаны с проблемами социально значимых проектов, которые решают педагоги посредством грантов. За несколько лет коллектив стал победителем с различными социально значимыми проектами в нескольких программах – РГНФ, ИСО, МГОФ «Знание», Всероссийского конкурса «Компьютерный Всеобуч. Год Семьи», Международного фонда «Новый день», Всероссийского фонда «Новые перспективы». Так, с помощью грантодателей и волонтеров городских НКО на базе школы были успешно реализованы проекты: «Создание Центра дополнительного образования для детей с инвалидностью», «Посеем зернышки добра», «Навыки 21 века», добровольческая акция «Образование без границ» [5].
Данные проекты помогают социально реабилитировать детей с ОВЗ и развивать уверенную в себе, любознательную личность, которая мотивирована к совместной работе и понимает свое будущее. В результате создания школьного Центра дополнительного образования, дети с инвалидностью имеют возможность заниматься в кружках, студиях, клубах и творческих мастерских, дающих возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы; участвовать в Интернет–каникулах вместе с обычно развивающимися сверстниками. Так, Интернет–каникулы способны дать мощный импульс интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями, развить их учебную мотивацию в течение учебного года. Педагоги школьного Центра дополнительного образования несколько лет занимаются реабилитацией детей с инвалидностью средствами декоративно–прикладного искусства. Изостудия «Волшебная кисточка», мастерская декоративно–прикладного искусства «Вдохновение», литературный кружок «Искры таланта», школьная малотиражная газета «Доживем до перемены» развивают творческую одаренность учащихся.
Целенаправленный поиск средств, требующихся для полноценной реализации школьных социально–значимых проектов, ведется постоянно. В 2011 году был реализован проект «XXI век: Мир, открытый для каждого», получивший муниципальный грант. Реализация данной программы позволила создать благоприятную среду для детей с инвалидностью, условия равного доступа к информации для всех категорий учащихся. Учащиеся получают основы фундаментальных знаний в органичном сочетании с практическими навыками, необходимыми им для дистанционного обучения в будущем [4].
Особенно следует отметить позитивную морально–психологическую атмосферу среди всех участников проектов, которая побуждает их содействовать реализации заявленных программ. Администрация нашла нужный баланс между краткосрочными целями осуществляемых проектов и стратегическими целями образовательной организации, что не только не противоречит смыслу деятельности школы, но и ставит новые перспективы для педагогического коллектива. Выросла организационная компетентность самой школьной администрации – способность распознавать тенденции в жизни организации, создавать процедуры принятия решений. Повысились коммуникативные компетенции – умение убеждать, работать в диалоговом режиме, организовывать деятельность проектной команды.
МБОУ СОШ № 21 внедряет новые высокотехнологичные методы обучения, вовлекающие учеников в активную творческую работу, тем самым, превращая школу в своеобразный технологический центр города Ставрополя. В 2013 году, в первом Всероссийском конкурсе «Образование для всех», МБОУ СОШ № 21 была признана лучшей инклюзивной школой в регионах [6].
В ходе работы с детьми с инвалидностью выделены основные факторы, способствующие адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы: единство педагогических требований к оценке учебного труда, результатов личностного роста; скоординированная деятельность педагогического коллектива; обеспечение позиции субъекта собственного обучения и развития; благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе; система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога, родителей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Безусловно, включение детей с инвалидностью в образовательное пространство стало катализатором улучшения образования в нашей школе. Достигнутое стало значимым для всех участников образовательного процесса. Многое изменилось в плане межличностных отношений: появились социальная чуткость, сопереживание, умение понимать чужую точку зрения. Пользу от совместного обучения и общения получают все дети нашей школы. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и общества в целом [5].
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» граждане Рос сийской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и фор мы получения образования.
1.2. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно–этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
1.3. Инклюзивное образование детей–инвалидов может реализовываться через следующие модели:
1) полная инклюзия – дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
2) частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей–инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии;
3) внеурочная инклюзия – дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).
1.4. Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами (инвалидами) осуществляет общеобразовательное учреждение.
1.5. Каждое общеобразовательное учреждение на основании данного примерного положения самостоятельно разрабатывает положение, которое определяет порядок организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении [6].
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения медико-социально-экспертной комиссии (МСЭК) об установлении инвалидности на любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего) по заявлению родителей (законных представителей). При переходе на модели «частичная инклюзия» или «внеурочная инклюзия» необходимо заключение Межведомственной комиссии и согласие родителей (законных представителей).
2.2. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов (инвалидов) могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно–гигиеническими требованиями.
2.3. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставлено общеобразовательному учреждению по согласованию с муниципальным органом управления образованием, при этом следует учитывать индивидуальные психофизические особенности, интересы детей–инвалидов (инвалидов), рекомендации Межведомственной комиссии, ПМПК (если они имеются).
2.4. Индивидуальный учебный план детей–инвалидов (инвалидов), обучающихся по модели «частичная инклюзия», формируется из предметов индивидуального учебного плана на дому и предметов учебного плана общеобразовательного учреждения, которые не входят в индивидуальный учебный план на дому. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).
2.5. Расписание учебных занятий для детей–инвалидов (инвалидов), обучающихся по модели «частичная инклюзия», составляется таким образом, чтобы образовательные программы по конкретному предмету полностью изучались либо на дому, либо в общеобразовательном учреждении. Расписание занятий согласовывается с родителями ребенка и утверждается руководителем образовательного учреждения.
2.6. Фамилии детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по моделям «частичная инклюзия» и «внеурочная инклюзия» и данные об успеваемости (результаты промежуточной (четвертные, полугодовые отметки), государственной (итоговой) аттестации, перевод из класса в класс, выпуск из школы) вносятся в классный журнал соответствующего класса. На каждого такого обучающегося заводятся индивидуальные журналы, где учителя записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов и выставляют текущие отметки как за предметы индивидуального обучения на дому, так и за предметы, изучаемые в классе.
2.7. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ осуществляет общеобразовательное учреждение.
2.8. Ответственность за жизнь и здоровье детей–инвалидов в пути следования к общеобразовательному учреждению и обратно несут родители (законные представители).
2.9. Ответственность за жизнь и здоровье детей–инвалидов в общеобразовательном учреждении несет учреждение.
2.10. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, положением общеобразовательного учреждения и другими соответствующими нормативными актами [6].
III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Заключение межведомственной комиссии по включению детей–инвалидов в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано: – рекомендуемая учебная нагрузка на учащегося (количество дней в неделю, часов в день); – оборудование технических условий (при необходимости); – сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости); – возможность получения дополнительного образования; – организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).
3.2. Заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии.
3.3. Приказ общеобразовательного учреждения об организации инклюзивного образования для ребенка-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно рекомендовано Межведомственной комиссией), организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников общеобразовательного учреждения.
3.4. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида (инвалида) с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой. 3.5. План воспитательной работы учреждения, который должен включать в себя мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к инвалидам; проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. [6].Цель: создание условий для совершенствования системы образования и социальной реабилитации детей с ОВЗ, путем внедрения инновационной технологии – инклюзивного образования.
Нормативно-правовая база
Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 16, п. 28)Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», который представляет расчет штатных единиц специалистов при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программеПриказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)Положение об организации индивидуального обучения больных детей на домуПеречень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школыВоспитание и обучение детей–инвалидов Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181–ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» (ст. 18)Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей–инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2001 г. №29/1470–6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»Письмо Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. №27/2643–6Письмо об индивидуальном обучении больных детей на домуПоложение об организации и осуществлении дистанционного обучения детей–инвалидов в Ставропольском крае
Концепция инклюзивного образования  детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае
Положение по организации инклюзивного образования в МБОУ СОШ №21Положение об организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №21
Положение об организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в МБОУ СОШ №21
Полжение о классах инклюзивного (включенного) обучения в МБОУ СОШ № 21
Положение о логопедическом пункте при МБОУ СОШ № 21
Положение о ЦДО в МБОУ СОШ №21 
Положение о психолого–медико–педагогическом консилиуме школыДоговор с родителями детей  с ОВЗПриказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Кадровое обеспечение
№ п/пРазряд Ставка Количество
1. 15 Заместитель директора по инновационной работе 1
2 14 Педагог–психолог 1
3 14 Социальный педагог 1
4 14 Педагог дополнительного образования 4
5 14 Педагог–дефектолог 1
6 14 Медицинская сестра 1
7 14 Ассистент учителя (тьютор) 3
Итого 12
Материально-техническое обеспечение
1. Программное обеспечение «Видимая речь»;
2. Оборудование для сенсорной комнаты (методического комплект для песочной терапии);
3. Лифтовый подъемник;
4. Переподготовка и повышение квалификации учителей;
5. Сборник материалов по обобщению опыта.
Научно-методическое обеспечение
Теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев);
Психологические и педагогические исследования, рассматривающие проблемы речевого общения и развития речи (Е.В. Архипова, А.Н. Гвоздев, Б. Л. Головин, Н.И. Жинкин, Г.Е. Крейдоин, Т.А. Ладыженская, MP. Львов, А.К. Маркова, Н.А. Плёнкин,  МА. Рыбникова, Л.П. Федоренко);Исследования мышления, памяти и творческой деятельности личности (М.М. Бахтин, С.М. Бондаренко, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Л.Гурова, А.Р.Лурия,  B.C. Ротенберг, П.М. Якобсон);Функциональная грамматика, стилистика частей речи и положения структурно–функционального подхода к изучению языка (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, В.А. Звегинцев, Г.А. Золотова, Н.М. Кожина, Т.В Парменова, Д.Э. Розенталь);
Лингвистика текста и текстоцентрический принцип обучения гуманитарным дисциплинам (Н.Д. Бурвикова, В.А. Бухбиндер, Л.И. Величко, И.Р. Гальперин, Н.А. Ипполитова, О.И. Москальская, Е.И. Никитина, Т.М, Пахнова, Г.Я. Солганик, Н.М. Шанский);
Положения коммуникативно-деятельностного, системного и личностного подходов в обучении (Н.Н. Алгазина, В.В, Бабайцева, М.Т. Баранов, А.И. Власенков, Т.М. Воителева, В.В, Давыдов, Т.К. Донская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская, С.И. Львова, В.Н. Мещеряков, Е,И. Никитина, В.П. Озерская, Е.П. Пронина, М.М. Разумовская, Н.Ф, Талызина, ПА. Фомичева);Исследования взаимосвязи языка и культуры и основы культурологического подхода к обучению (Е.А. Быстрова, В.В. Дейкина, Ю.Н. Караулов).
Учебное пособие МБОУ СОШ №21 г. Ставополя: Теория и практика гуманистических подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве [5].