Час занимательной математики. 5 класс


Час занимательной математики в 5 классе.Учитель математики Михайловской СОШ Бушланова Н.Н.
«Предмет математики настолько серьезен, что
полезно не упускать случая сделать его
немного занимательным».
Б. Паскаль
Цели:
● дидактическая - представить математические идеи в занимательной форме, вызвать желание «помечтать», попробовать самому решить задачу.
● психологическая - заинтересовать предметом, вызвать удивление, развитие положительных эмоций.
● воспитательная - развитие фантазии, внимания.
«Напрасно думают, что она нужна только поэтам. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна... Фантазия есть качество величайшей ценности».
В. И. Ленин

Ход урока.
Музыкальная пауза.
«Дважды два четыре...»
Этот час ждали мы.
По нему стосковались умы.
Дружно будем задачи решать- Мы хотим математику знать.
Придется попотеть и постараться.
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу.
А если вдруг не повезет?- Победа всех когда-нибудь найдет.
Учитель представляет совет мудрейших, который состоит из учеников старших классов.
Обращение к ребятам: для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задач?
-1-
Конечно с условия. Но условие можно слушать по-разному. Если не внимательно - вот и утеряна главная ниточка.
Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Чуковского:
«Шел Кондрат
В Ленинград,
А на встречу 12 ребят,
У каждого по 3 лукошка.
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по 4 мышонка
И задумался старый Кондрат:
Сколько котят и мышат
Ребята несет в Ленинград?»

***
«Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому».
Клоун услышал о том, что для передачи секретных сообщений иногда буквы шифруют, т.е. заменяют цифрами. Он решил тоже зашифровать буквы, чтобы рассказать публике «секретную» сказку.
Буквы А Б В Г Д Е Ё Ж 3
Шифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9
-2-
Зашифровав девятую букву 3 цифрой 9, клоун запнулся. Ведь осталась цифра 0, а буквы с нулевым номером нет. «Ничего, обойдусь и этими буквами!»- подумал клоун. И из них немало слов получится.
Вот такую зашифрованную сказку рассказал клоун:
«Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: 2651. Я вижу только 681. Ты не знаешь, 456 8121?
565 отвечает: «51, знаю, она 3 3196»- Но там 86 была морская 936951! 456 она? - «Я подарил 67 внучке 196»
Расшифруйте сказку клоуна.
Продолжаем решать задачи.
1.Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а другой оборот за 100 минут. Как это объяснить? (1ч 40 мин=100 мин) 2.Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)
Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше 2, но меньше 3?
Три разных числа сначала сложили, затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1•2•3)
А сейчас у нас стихотворная пауза.
«О нуле».
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль не в один из них не входит
(он сам составил чисел класс)
-3-
Все ж об его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
Причина всем здесь очевидна,
И состоит она лишь в том,
Что смысла нет в таком деленье,
Противоречье в нем самом.
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведенье
Все числа нуль лишь могут дать?
* * *
А сейчас продолжаем решение задач.
5. Жила-была 1/7. Посадила она репку. Настала пора собирать урожай. Пошла 1/7 в огород, тянет-тянет репку, а вытащить не может. Позвала 1/7 на помощь 2/7. Тянут- тянут они, вытащить репку не могут. Позвали 3/7. Прибежала 3/7, помогает, а репка не поддается. Пришла 4/7, помогает. Шевелится репка, а из земли не вылазит. Подбежали 5/7 и 6/7, тянут вместе со всеми. Не поддается репка, сидит в земле. Позвали 7/7. Взялись они все вместе, поднатужились, выхватили репку из земли. Сила-то у них какая была! Ведь вместе они равны целому числу...? (4) -4-
6. Баба-Яга бросилась догонять Ивана-Царевича, когда расстояние между ними было 90 км. Конь Ивана-Царевича проходит 20 км/ч. Догонит ли их Баба-Яга за 4 ч, если будет лететь со скоростью 40 км/ч?
Занимательная страница.
Кто такой Литр?
Каждый из нас знает, что литр - это мера объема. Однако мало кому известно, что термин «литр» введен в честь француза Клода-Эмиля-Жана Батиста-Литра. Он жил в 18 веке и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр - первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Литр предложил измерять объемы жидкости с помощью единицы, которую и впоследствии назвали литром.
Продолжаем состязание.
7. Как тремя прямыми разделит прямоугольник на 4 части (не обязательно равные)?
8. Как тремя прямыми разделить прямоугольник на 6 частей?
А теперь послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра К.С.Станиславский.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет не капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали, отвлекали. Он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы?- спросил его потом Магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?» - «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».
Не слышать и не видеть ничего постороннего - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Каким мощным оно бывает.
Начинаем игры на проверку внимания.
Каждой руке - свое дело. Левой рукой начертить 3 треугольника, а правой 3 окружности.
-5-
Шагай - соображай. 1,2,... Вместо чисел, кратных 3 говорить не собьюсь!
9.Два в квадрате - 4, три в квадрате - 9. Чему равен угол в квадрате?
10. Расставь числа 1,2,3,5,6 в кружках, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12.

11. В семье у каждого из 6-ти братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье?
(7)12. Некий владыка, желая испытать двух мудрецов, сказал им: - Перед вами три колпака: 1 черный и 2 белых. Вам наденут по колпаку. Мне интересно знать, кто из вас первым догадается, какого цвета на нем колпак. После этого мудрецов увели в темную комнату и там надели на их головы по белому колпаку. Затем мудрецов привели обратно. Долго они смотрели друг на друга. Наконец, один из них воскликнул: «На мне белый колпак!» Как рассуждал этот мудрец?
Аукцион пословиц и поговорок с числами.
Например:
Одна голова — хорошо, а две лучше.
Одна рука узла не вяжет.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Хвастуну цена - три копейки.
Подведение итогов.
-6-