Программа внеурочной деятельности «КЛУБ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ «ЛЕТОПИСЬ»


дополнительная образовательная программа
«КЛУБ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
«ЛЕТОПИСЬ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 –х КЛАССОВ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год


Великий Новгород
2014
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К.Д.Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Образовательная программа клуба исторического краеведения «Летопись» для учащихся 6-х классов разработана в соответствии с документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года,
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования,
Концепцией программы развития образования Новгородской области.
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2011-2015 гг.
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.
Задачи программы:
совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
изучение истории большой и малой родины.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
научность;
доступность;
принцип гуманизации;
личностно-ориентированный подход;
дифференцированность;
практическая направленность.
Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.
Образовательный результат программы:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Программа клуба исторического краеведения «Летопись» рассчитана на 1 год и предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.
Изучение Новгородского края:
истории,
культуры,
жизни знаменитых земляков.
Организация проведения занятий
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины – родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Объем программы 34 часа, она рассчитана на один год.
Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.
Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Результаты работы по программе:
-представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности;
-участие в конкурсах.
Мониторинг уровня овладения программой
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, области;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
анкетирование родителей и учащихся
Материально-техническое оснащение: компьютер; фотоаппарат.
Программа содержит подробное методическое обоснование, дидактические материалы, разработки учебных и внеклассных мероприятий, образцы творческих работ учащихся. Программа может быть рекомендована к использованию учителям истории и обществознания, литературы, географии, педагогам дополнительного образования.
Учебно-тематический план
Клуба исторического краеведения «Летопись» (34 часа)
№ Наименование тем Кол-во
часов Из них Итоговая
работа
Теоретич-ядеятел-стьПрактическая деятельность
1. Что изучает историческое краеведение 1 1
2. Источники по истории Новгородской земли 1 1 - 3. Новгородская земля в 9-15 вв6 4 2 Создание карты нашего края
4. Культура Великого Новгорода в 9-15 вв4 2 2 Оформление фотовыставки.Экскурсия5. Летопись истории Новгородского края в 16-19 вв7 4 3 Оформление фотоальбома
6. Новгород и Новгородская земля в ХХ веке 10 4 6 Оформление фотоальбома
7. Наши знаменитые земляки. 4 1 3 Создание компьютерной презентации
8. Новгород современный 1 - 1 Создание компьютерной презентации
Итого: 34 17 17 Содержание программы

Тема: Введение: что изучает историческое краеведение (1 час).
Для чего изучают историческое краеведение.
Тема: Источники по истории Новгородской земли (1 час).
История Новгородского края – часть истории России Археологические источники. Документы. Воспоминания и мемуары. Архивные источники. Федеральные архивы. Российский государственный архив древних актов, Российский государственный военный архив. Областные архивы. Государственный архив Новгородской области .Тема: Новгородская земля в 9-15 вв (6 часов).
Первые упоминания о нашем крае. Возникновение первых поселений. Расселение восточных славян. История происхождения географических названий. Влияние географического положения края на занятия и образ жизни людей. Александр Невский. Развитие ремесел и торговли в Великом Новгороде.
Тема: «Культура Великого Новгорода в 9-15 вв (4 часа).
Памятники Великого Новгорода. Софийский, Георгиевский , Николо - Дворищенский соборы. Иконопись. Летописи. Жизнь и быт новгородцев. Градостроительство.
Тема: Летопись истории Новгородского края в 16-19 вв (7 часов).
Присоединение Новгородской земли к Московскому царству. Новгород в период Смуты. Польско-шведская интервенция. История развития Новгородского края в 17 веке. Роль Новгорода в Северной войне. Новгород и Петр 1. . А.В. Суворов . Культура Новгородской земли в 16-19 вв. Жизнь провинциального города в 19 веке.
Тема: Новгород и Новгородская земля в ХХ веке (10 часов).
Новгородская губерния на карте России начала ХХ века. Установление Советской власти в Новгородской губернии. Годы первых пятилеток. В годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение и подпольная борьба. Трагические страницы истории края. Новгородская земля в послевоенный период.
Тема: Наши знаменитые земляки. (4 часа).

Знамениты полководцы (Александр Невский, А.В.Суворов). Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде. Новгородские меценаты. Герои Великой Отечественной войны.
Тема: « Новгород современный» (1 час).
Новгород в мировой и отечественной истории. Современное развитие Новгородского края.

Тематика экскурсий и музейных занятий
1. Новгородская иконопись.
2. Экскурсия по Новгородскому Кремлю.
3. Памятник «Тысячелетие России»
4. Экскурсия «Их именами названы улицы города».
7. История Новгородских монастырей.
Привлечение родителей учащихся к реализации программы
Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
Помощь в получении знаний.
Оценка результатов деятельности.
Родительские собрания.
Выставки работ.
Презентации.
Организация и проведение экскурсий .Библиография

История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца 15 века. Учебное пособие для основной общеобразовательной школы. :СПб.:Изд-во «Первый класс». 2008
Наша Новгородская земля.Учебное пособие по краеведению/под ред. С.Н.Орлова. Л.: Лениздат,1981.
Наша Новгородская земля.Учебное пособие по краеведению/под ред. В.А.Варенцова. Л.: Лениздат,1984
Наша Новгородская земля.Учебное пособие по краеведению.Л.: Лениздат,1985

Тематическое планирование
№ Наименование тем дата проведения
Тема № 1. Что изучает историческое краеведение (1 час)
1. Для чего изучают историческое краеведение.
Тема № 2. Источники по истории Новгородской земли ( 1 ч)
2. Источники по истории Новгородской земли Тема № 3.Новгородская земля в 9-15 вв (6 часов)
3. Первые упоминания о нашем крае. Возникновение первых поселений. 4. Расселение восточных славян. 5. История происхождения географических названий 6. Влияние географического положения края на занятия и образ жизни людей. 7. Развитие ремесел и торговли в Великом Новгороде. 8. Александр Невский-князь новгородский Тема № 4 Культура Великого Новгорода в 9-15 вв ( 4 часа) 9. Памятники Великого Новгорода. Софийский, Георгиевский , Николо - Дворищенский соборы. 10. Иконопись. Летописи .11. Градостроительство 12. Жизнь и быт новгородцев. Тема № 5.Летопись истории Новгородского края в 16-19 вв (7 часов) 13. Присоединение Новгородской земли к Московскому царству
14. Польско-шведская интервенция. Новгород в период Смуты. 15. История развития Новгородского края в 17 веке. 16. Роль Новгорода в Северной войне. Новгород и Петр 1. Роль Новгорода в Северной войне. Новгород и Петр 1. 17. А.В. Суворов . 18. Культура Новгородской земли в 16-19 вв. 19. Жизнь провинциального города в 19 веке Тема № 6 Новгород и Новгородская земля в ХХ веке ( 10 часов) 20. Новгородская губерния на карте России начала ХХ века 21. Установление Советской власти в Новгородской губернии. 22. Годы первых пятилеток. 23. В годы Великой Отечественной войны. 24. В годы Великой Отечественной войны. 25. Партизанское движение и подпольная борьба. 26. Партизанское движение и подпольная борьба. 27. Трагические страницы истории края. 28. Трагические страницы истории края. 29. Новгородская земля в послевоенный период. Тема № 7.Наши знаменитые земляки.( 4 часа)
30. Знаменитые люди на Новгородской земле 31. Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде. 32. Новгородские меценаты 33. Герои Великой Отечественной войны. Тема № 8.Новгород современный ( 1 час)
34. Обзор истории развития современного Новгорода Итого: 34