Профильное обучения как фактор повышения качества образования: организационные, методические и психологические аспекты.


Профильное обучения как фактор повышения качества образования: организационные, методические и психологические аспекты.
Заместитель директора по учебной работе Новакович Наталья Александровна.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения.
Задачи:
- информировать педагогов о нормативно-правовой базе по вопросу внедрения допрофильной подготовки и профильного обучения, особенностях организации обучения в профильных классах;
- ознакомить с методическим сопровождением допрофильной подготовки и профильного обучения;
- изучить особенности организации психолого-педагогической поддержки по постоянному сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения.
В настоящее время значительно возросли требования к качеству подготовки выпускников учреждений образования, что выражается, прежде всего, в их способности самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности, активно включаться в решение задач социально-экономического развития страны. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования образовательного процесса на III ступени школы. Ее эффективное решение, прежде всего, связано с построением содержания образования на основе широкой профильной дифференциации, позволяющей более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности гражданина.
Опыт отечественной общеобразовательной школы свидетельствует о том, что идеи дифференцированного обучения реализовывались в ней, начиная с 60-х годов XX столетия. В Беларуси создавались художественные, спортивные, музыкальные школы, обучение в которых приобретало специализированную направленность. Открывались школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся в учебные планы общеобразовательных школ вводились факультативы.
В 70—80-е годы широкое развитие получили учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации, в которых учащиеся общеобразовательных школ осваивали различные рабочие профессии.
Дальнейшим шагом, начиная с 90-х годов, стало создание учебных заведений нового типа — гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, а также увеличение количества школ и классов с повышенным и углубленным уровнями изучения предметов.
Уделяя должное внимание данному вопросу, 29 марта 2001 г была утверждена «Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в республике Беларусь». Она была принята Постановлением министерства труда, министерства экономики, министерства образования и государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь. В частности в ней говорилось, что основной целью системы профессиональной ориентации молодежи является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Важным звеном территориальной системы профориентации являются общеобразовательные школы всех типов. Их основными направлениями деятельности являются:
- создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
- изучение и формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона;
- привлечение учащихся во внеурочное время к техническому и художественному творчеству и повышение роли творчества в выборе профессии;
- ознакомление учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными учебными заведениями, профессиями и специальностями, учреждениями и организациями и перспективами их развития;
- организация профпросвещения и профконсультирования школьников, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности учащихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональных потребностей в кадрах;
- использование школьной психологической службы для проведения профориентационной работы;
- осуществление дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, склонностей и способностей.
24 сентября 2004 года приказом министерства образования Республики Беларусь утверждена «Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования». В ней говорилось, что профильное обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности. Основными целями введения профильного обучения являются:
- обеспечение должного уровня общеобразовательной подготовки выпускников, более полного удовлетворения их образовательных запросов, готовности к продолжению образования по избранному профилю и успешной трудовой деятельности;
- предоставление учащимся равных возможностей для изучения общеобразовательных предметов на повышенном и углубленном уровнях; создание условий для трудового (профессионального) обучения и получения обучающимися соответствующей квалификации рабочего (служащего);
- обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Большой опыт профилизации обучения в средней школе наработан в зарубежной практике образования. Анализ зарубежного опыта (США, Франция, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Италия, Греция) позволяет выделить следующие тенденции в развитии профилизации обучения:
- школьное образование на старшей ступени в большинстве развитых странах является профильным;
- в каждой стране используется своя национальная модель профилизации обучения, которая отрабатывалась не одно десятилетие и неоднократно модифицировалась;
- модели профилизации отличаются разнообразием и варьируются от «жестких» (Франция, Германия) до «мягких» (США, Англия);
- профильное обучение охватывает, как правило, 3 (иногда 2) последних года обучения в школе, более ранняя профилизация считается нецелесообразной;
- за последние десятилетия количество профилей обучения на старшей ступени средней школы значительно сократилось;
- дипломы об окончании старшей (профильной) ступени обучения в ряде стран дают право прямого зачисления в ВУЗ.
До 2011 года и наша школа была включена в процесс профильного обучения. На повышенном уровне преподавались математика, информатика, химия, биология, русский язык – реализовалась модель мультипрофильного обучения. Однако сначала Декрет № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» от 17 июля 2008 г. Констатировал в п. 1.5. «изучение учебных предметов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на базовом уровне». В 2011году Кодекс об образовании оставил право преподавания предметов на повышенном уровне за учреждениями нового типа (гимназиями). К 2015 году стало понятно, что факультативные занятия, как форма дифференциации, не могут в полной мере обеспечить запросы обучающихся и государства в подготовке к получению дальнейшего образования. В 2013/2014 учебном году Министром образования Республики Беларусь (29.03.2013) утверждены «Методические рекомендации по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе», в котором оговаривалось изучение предметов на повышенном уровне по 4 профилям; химико-биологический, физико-математический, гуманитарный, обществоведческий. Во многих школах в ХI классах в 2015/2016 учебном году продолжено (как было организовано и в 2014/2015 учебном году) изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с Методическими рекомендациями. В 2015 году государство сделало еще один шаг по введению профильного обучения в школы. 18.02.2015 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, в которой в главе 5 говорится о «предоставлении возможности осуществления в 10 – 11 классах учреждений общего и среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий». 22.05.2015 министерством образования утверждено Инструктивно-методическое письмо «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования». В ИМП говорится, что в 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день.
Классы (группы) с изучением предметов на повышенном уровне открываются в учреждении образования при выполнении определенных условий:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
– педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
– современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
– наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др., позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;
3) рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы учреждения общего среднего образования, сменность занятий и др.) с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения;
4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий);
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
Для реализации профильного обучения к новому учебному году: утвержден новый типовой учебный план общего среднего образования; скорректированы учебные программы по учебным предметам для учащихся I и V классов; разработаны учебные программы по учебным предметам для X класса с учетом двух уровней изучения – базового и повышенного.
Прием учащихся IX классов в профильные классы (группы) осуществляется на конкурсной основе (отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании  не ниже 6 баллов). При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы (мультипрофильное);
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (наша школа – 7 учащихся на повышенном уровне предметы «Химия», «Биология»).
В рамках профильного обучения в учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические группы (СШ № 11, № 16), военно-патриотические классы (гимназия № 2), правовые классы (СШ № 12) и иные). Правительством и лично Президентом Республики Беларусь Лукашенко А.Г., особое внимание уделено открытию и функционированию педагогических классов. Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем. Кроме этого, учащиеся педагогических классов должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс».
Методические аспекты.
Введя профильное обучение в Х классе, на основании результатов 1 четверти, контроля в Х классе, бесед с учителями химии, биологии, сделан вывод о необходимости актуализации работы педагогов, классных руководителей, педагога психолога по вопросам подготовки учащихся к введению профильного обучения. Исследования, которые проводились на базе институтов повышения квалификации показали, что у части педагогической общественности не сформирована мотивационная готовность к осуществлению профильного обучения. Среди основных причин можно назвать: конформизм и консерватизм части учителей (это в основном педагоги с большим педагогическим стажем, с устоявшимися традиционными принципами обучения), ригидность, боязнь неудачи. Основными препятствиями в создании системы профильного обучения, по мнению педагогов, являются: отсутствие благоприятных материально-технических условий в образовательном учреждении – 60 %; отсутствие научно-методического обеспечения профильного обучения – 35,1%; низкая профессиональна я подготовленность педагогов – 36, 5%; отсутствие организованной системы подготовки и информирования о данном нововведении – 15,5%.
Для планового разрешения многих вопросов 16.09.2015 отделом образования, спорта и туризма утверждена «Программа введения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в учреждениях общего среднего образования г. Пинска на 2015-2017 годы». На основании данной программы утверждена школьная программа.
Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении (компетентностный подход).
Как известно, дифференциация предполагает учёт индивидуальных особенностей, склонностей и профессиональной направленности школьников, на основании которых они и группируются для отдельного обучения. Она играет важную роль в социальном (создаёт условия для повышения интеллектуального потенциала общества), психологическом (позволяет принимать во внимание индивидуальные интересы и способности учащихся) и дидактическом (обеспечивает организацию образовательного процесса на основе высокой мотивации) планах. Организация дифференцированного обучения в образовательном процессе в средней школе является условием для индивидуализации педагогического процесса и составляет основу технологии разноуровневого обучения учащихся. Создание специальных условий через использование различных педагогических средств, способов и методов, способствующих развитию индивидуальных и личностных качеств учащихся. Этот подход привлекает возможностью гарантированного результата усвоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности. Идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры школы.
Начиная с первого года обучения детей учителю, классному руководителю необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих направлениях:
- профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля.
– Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее педагогическому персоналу рекомендуется:
− располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,
− знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий,
уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.
Кроме того, рекомендуется:
− пользоваться технологическими характеристиками, включающими в себя описание производственных процессов и профессиональных задач;
− медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с
перечнем показаний и противопоказаний;
− требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.
Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Для успешного составления такой профессиограммы можно сотрудничать с территориальной службой занятости населения, предприятиями, организациями, работодателями, родителями которые окажут практическую помощь в накоплении материала по конкретным профессиям.
При организации профориентации в школе рекомендуется следующая примерная
структура деятельности педколлектива.
1. Координатор деятельности – заместитель директора в функции которого входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:
- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой учреждения;
- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся);
- проведение совещаний, педагогических советов с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся;
− контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся;
− контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (кружки, факультативные занятия, исследовательские проекты);
2. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса. В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика; помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
3. Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
− показывают учащимся роль труда в жизни человека;
− привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
− организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;
− проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных
профессий;
− вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности
(трудовой, игровой, исследовательской);
− учат работе по формированию портфолио;
− знакомят учащихся с миром профессий.
4. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативные занятия, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся.
5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
6. Педагог-социальный способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
7. Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.
8. Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на I, II и III ступени должно быть организовано по-разному. Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа “Я”; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и кружковой работы; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся (Приложение).
Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов - развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами. Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска. Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов. Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников школы). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональные пробы. На данном этапе обязательно проведение допрофильных (обобщающих) факультативных занятий, которые разработаны министерством образования по всем учебным предметам и которые необходимо использовать на этапе допрофильной подготовки учащихся. Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов. Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона. Обязательным является введение в 8-9 классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах профильных классов.
Допрофильная подготовка является неотъемлемой частью профильного обучения, направлена на реализацию Концепции профильного обучения в старшей школе и представляет собой систему педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся 8-9-х классов в выборе ими последующих направлений профильного обучения, сферы их будущей профессиональной деятельности.
Основными задачами допрофильной подготовки являются:
выявление и развитие склонностей и способностей учащихся, формирование мотивов выбора будущей профессии и накопление практического опыта в различных сферах допрофессиональной деятельности, ориентированных на выбор профиля обучения в старшей школе;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении учащимися опыта, связанного с профессиональным самоопределением;
формирование способностей принимать решение о выборе дальнейшего направления обучения, путей получения профессии.
Подготовку учащихся к выбору профиля обучения условно можно разделить на III этапа: I этап (обучение в 8-м классе). Основные составляющие: Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильной подготовки, потребностях регионального рынка труда, образовательных возможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориально доступной образовательной сети. Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с целью предварительной диагностики их образовательных потребностей.
II этап (обучение в 9 классе); На завершающем этапе обучения в базовой школе вводится факультативное занятие «Мое профессиональное будущее».
III этап (по окончании 9-го класса).
Основные составляющие:
Проведение анкетирования учащихся 9-х классов вначале учебного года, целью которого является изучение изменений в образовательных потребностях учащихся.
Составление индивидуальных профориентационных карт учащихся 9-х классов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даются рекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения. Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.
Неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. В словаре русского языка понятие «сопровождение» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Научное определение парадигмы «сопровождение» дает М.Р.Битянова : «Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия». Э.Александровская дает следующее определение сопровождения: « Сопровождение – психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении». Психологическое сопровождение педагогического процесса носит комплексный характер, ориентированный на взаимодействие психопросвещенской, психодиагностической, коррекционно-развивающей, психоконсультативной технологий в рамках функционирования психологической, (социально-психологической) службы учебного заведения и активной роли психолога, а также других субъектов педагогического процесса в его реализации.
На всех этапах профильного и предпрофильного обучения основная работа психолога – работа над личностными качествами учащихся и подготовка его к выбору будущей профессии, которая предполагает новое отношение ученика и учителя к образовательному процессу. Это осуществляется через повышение мотивации на уроке и творческого потенциала учащихся через совершенствование психолого-педагогического инструментария, инструментария учителей, форм взаимодействия педагогов с учащимися, повышение качества образования.
Таким образом, знание новых педагогических технологий, глубинное изучение их психологических оснований, а также требований, которые предъявляются к ним в процессе внедрения позволяет совершенствовать образовательный процесс на основе широкой профильной дифференциации, позволяет более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности гражданина.