рабочая программа по факультативному курсу «Ключи к тайнам Клио»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Серегиной Марии Николаевны,
учителя истории,
по факультативному курсу «Ключи к тайнам Клио»

11 классов



























Екатеринбург
2014

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительных занятий с одарёнными учащимися разработана на основе программы факультативного курса «Ключи к тайнам Клио» Н.И. Дорожкиной (Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.- 224 с. – (Мастерская историка)).
В основе программы лежит знакомство учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.
В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «история». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.
Направленность курса - ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность. Курс рассчитан на 35 часов.
Цель курса: познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.
Задачи курса:
обучить учащихся базовым принципам работы с историческими источниками;
научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления;
развить критическое, самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических источников;
развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.

Распределение нагрузки

№ п/п
Наименование раздела
Кол-во ч

1.
Тема 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого
3

2.
Тема 2. Критика и интерпретация исторического источника
1

3.
Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин
2

4.
Тема 4. Историческая хронология и система счисления времени
4

5.
Тема 5. Кладовая земли раскрывает свои тайны
3

6.
Тема 6. В мире древних и старинных рукописей
3

7.
Тема 7. Монеты рассказывают
3

8.
Тема 8. «С гербом, где вписан знатный род»
4

9.
Тема 9. Нелегкой тропой исторического исследования
2

10.
Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания
10


Итого:
35 ч


Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
владеть терминами по теме курса;
уметь самостоятельно проводить поиск информации;
владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах.
Календарно-тематическое планирование

№ занятия


Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
прохождения

Примечание




по
плану
факти
чески



Тема 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого
3 ч




1
Роль истории в жизни людей





2
Понятие исторических источников





3
Классификация исторических источников





4

Тема 2. Критика и интерпретация исторического источника

1 ч




5-6

Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин

2 ч





Тема 4. Историческая хронология и система счисления времени
4 ч




7
Хронология. Единицы счета времени





8
Типы календарей





9

·Эры и их виды





10
Русская система счета времени






Тема 5. Кладовая земли раскрывает свои тайны
3 ч




11
Археология как наука. Археологические памятники





12

Методы работы археологов






13
История великих географических открытий






Тема 6. В мире древних и старинных рукописей
3 ч




14
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина





15
Происхождение русской письменности. Графика письма Древней Руси и России





№ занятия
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
прохождения

Примечание




по
плану
фактически


16
Материал и орудия письма






Тема 7. Монеты рассказывают
3 ч




17
Нумизматика как наука





18
Происхождение монет и денежных знаков





19
Возникновение и развитие русской денежной системы






Тема 8. «С гербом, где вписан знатный род»
4 ч




20
Геральдика. Происхождение гербов





21
Теоретическая геральдика





22

Государственные и городские гербы






23

Фамильные гербы







Тема 9. Нелегкой тропой исторического исследования
2 ч




24-25

Великие историки прошлого







Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания
10 ч




26-27

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания






28-29
Экскурсия в архив Старооскольского краеведческого музея





30-31
Посещение библиотеки





32-33
Экскурсия в музей





34-35
Составление творческого отчета о посещении архива, библиотеки и музея.






Содержание учебного курса

Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Роль истории в жизни людей. Понятие и классификация исторических источников.

Критика и интерпретация исторического источника. Поиск и выявление источников. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика источника.

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин. ВИД. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место ВИД в исторической науке.

Историческая хронология и система счисления времени. Хронология. Единицы счета времени. Типы календарей. Юлианский и григорианский календарь. Эры и их виды. Русская система счета времени.

Кладовая земли раскрывает свои тайны. Археология как наука. Археологический памятник. Методы работы археологов. Культурный слой. История великих географических открытий.

В мире древних и старинных рукописей. Что изучает палеография. Этапы развития письменности. Происхождение русской письменности. Графика письма Древней Руси и России. Материал и орудия письма. Украшение рукописей.

Монеты рассказывают. Монеты как оригинальный и важный исторический источник. Происхождение монет и денежных знаков. Возникновение и развитие русской денежной системы

«С гербом, где вписан знатный род». Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и городские гербы. Фамильные гербы.

Нелегкой тропой исторического исследования. Великие историки прошлого.

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания. Архив. Библиотека. Музейная педагогика.

Учебно-методические средства обучения

Буланин Д. Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, 3.В. Дмитриева и др. - СПб.:, 2003.- 634 с.
Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.- 224 с.
Лакиер А.Б. Русская геральдика.- М.: Книга, 1990.- 432 с.
Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Г. А. Леонтьевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.
Новиков В.С. Русский государственный орел: М.: Т-во Московский писатель; 1991.- 108 с.
Основы российской геральдики: учебное пособие.- Белгород, 1997.- 74 с., ил.
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с., ил.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15