Программа краткосрочного курса Тайны Клио

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4» г.Перми






ПРОГРАММА

краткосрочного курса «Тайны Клио»
(увлекательные страницы истории)

5 класс


Автор: Шаяхметова В.Р.,
учитель высшей категории





















Пояснительная записка

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «... уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом конкурентном мире». По сути, новый образовательный процесс в школе должен способствовать созданию такого пространства, в котором будет обеспечено расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей учащихся для самоопределения и самореализации.
Включение краткосрочного курса «Тайны Клио» (увлекательные страницы истории) в учебный план 5 класса полностью соответствует требованиям новых образовательных стандартов, в основе которых лежит принцип компетентностного подхода, включающего в себя категории «готовность», «способность», «адаптивность», «поиск», «стремление», «уверенность». Курс рассчитан на 8 часов.
Содержание краткосрочного курса представляет целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Ученики самостоятельно или с сопровождением учителя достигают конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Общая логика распределения учебного материала соответствует возрастным особенностям и личностным интересам учащихся. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в межпредметных областях (история-литература, история-география, история-филология и т.д.). Работая в рамках краткосрочного курса, школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в поисковую и исследовательскую деятельность. Кроме того, содержание курса (обращение к истории семьи) имеет выраженное воспитательное значение.
Тематика и характер программы предопределяют следующие особенности ее изучения: проблемное изложение учебного материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций; организация самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Среди основных принципов отбора содержания материала курса выделяются следующие: понятность и доступность для учащихся 5 класса; инвариантность курс интересен учащимся с различными результатами в освоении гуманитарных дисциплин.
С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени воспитательного, общедидактических принципов определены основные темы и виды деятельности: родословная семьи составление генеалогического древа семьи, герб составление герба семьи, омонимы как носители информации поиск значения собственного имени. Учащиеся в деятельностном режиме познают основы вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, геральдика и ономастика (антропонимика). При этом содержание данного курса позволяет его по запросу учащихся продолжить в следующем ракурсе: ономастика (топонимика-этнонимика), т.е. провести исследование истории географических объектов, связанных с семьей, названий народов и т.д.
В рамках курса учащиеся получают навыки работы с источниками разной степени значимости: а) семейного архива письма, фото, вещи и т.д.; б) общепринятыми и доступными справочная, научно-популярная и энциклопедическая литература, Интернет-ресурсы. Полученный массив информации не только обобщается, но и подвергается анализу на степень достоверности. Ученики овладевают типичными для гуманитарных дисциплин видами учебно-исследовательской деятельности (краткое сообщение «Мое имя в истории», проект «Герб моей семьи», презентация и т.д.). Особое внимание при выполнении данных видов работ обращается не только на научность содержания, самостоятельность выполнения (хотя в определенных видах работ участие членов семьи приветствуется), но и эстетичность представления результата.
Формат занятий направлен на поощрение творческих и коммуникативных способностей учащихся. Подготовленные работы (генеалогическое древо, герб, история имени) предъявляются другим ученикам, которые имеют возможность высказать собственное мнение по поводу полноты и правильности авторского продукта, задать уточняющие вопросы и т.д.
Краткосрочный курс не повторяет учебную дисциплину «История», поскольку в нем практически отсутствует «отсыл» к истории семьи, а знакомство с историческим вспомогательными дисциплинами представлено в незначительном объеме. Также принципиально отличаются и формы работы: интервью с пожилыми родственниками как носителями семейных традиций, выявление интересов, жизненных целей семьи для фиксации в виде знака, символа - семейного герба, работа с латинскими изречениями для поиска семейного девиза и т.д.
Главная цель краткосрочного курса «Тайны Клио» (увлекательные страницы истории) для 5 класса: развитие у учащихся умений отбирать и анализировать источники для извлечения необходимой информации. Курс позволяет дать учащимся представление об основных методах исторического исследования и сформировать у них интерес к познанию прошлого страны через прошлое собственной семьи.
К задачам краткосрочного курса относятся: а) обучить учащихся базовым способам работы с историческими источниками (письменными и вещественными); б) научить критическому самостоятельному анализу имеющейся информации; в) сформировать устойчивый познавательный интерес к культурному наследию семьи и учебную мотивацию.
Учащиеся самостоятельно выбирают: письменный источник, с которым будут работать; научную или научно-популярную статью для составления плана-конспекта; топонимы, этнонимы, антропонимы для последующего анализа; самостоятельно составляют генеалогическое древо своей семьи.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие компетенции: знать и называть основные вспомогательные исторические дисциплины и указывать объект их исследования; анализировать текст, выбирать важную информацию, отбрасывая второстепенную; составлять генеалогические таблицы; писать мини-исследования; составлять планы-конспекты, выделяя основные вопросы и краткое пояснение к ним; делать выводы; обсуждать результаты работ, участвовать в дискуссиях.
Формой итоговой отчетности послужит итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
При реализации краткосрочного курса учитель обращает внимание на усиление индивидуального подхода с использованием деятельностного подхода в обучении; на процессы целеполагания и рефлексии; сочетание аналитической деятельности с синтетической как одного из условий развития интереса у учащихся к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности.
В качестве ожидаемого результата изучения данного краткосрочного курса можно выделить следующее: учащиеся получают опыт подготовки творческой проектной работы и устного выступления; опыт индивидуальных и групповых мини исследований. Динамика интереса учащихся к содержанию курса фиксируется постоянно, на каждом занятии. В качестве ожидаемого универсального учебного действия ожидается сформированное у учащихся умение анализировать источники для извлечения и систематизации информации.










Содержание программы

Исторические источники как средство познания исторического прошлого и истории своей семьи.
Роль истории в жизни семьи, страны. Где хранятся исторические знания людей? Где хранится память о наших предках? Письменные, вещественные, лингвистические, этнографические и устные исторические источники.

Стражи истории: архив, библиотека, музей.
Знакомство с палеографией. Как правильно читать и сохранять информацию из исторического источника? Материал для письма. Графика письма на Руси и в России.

Историческая геральдика. «С гербом, где вписан знатный род...»
Знакомство с геральдикой. Происхождение гербов. Правила составления гербов. Государственные, городские и семейные-фамильные гербы. Герб знак жизненных целей семьи и достоинств предков.

Историческая хронология и система счисления времени. Меры длины, веса, объёма.
Знакомство с хронологией и системой счисления времени. Григорианский и юлианский календарь. Русские меры длины и веса.

В мире имен и названий
Знакомство с ономастикой.

Моя семья. Варианты записи родословных. Родословная моей семьи. Источники генеалогических знаний
Правила составления генеалогических таблиц и генеалогического древа.












Примерное планирование учебного материала


Раздел
Часы
Способы деятельности педагога и учащегося
Объект оценивания

1
Исторические источники как средство познания исторического прошлого и истории своей семьи
1
устные выступления учащихся по определенным темам.
Желательно обращение учителя к опыту посещения музеев учащимися
Понимание темы

2
Стражи истории: архив, библиотека, музей
1
анализ письменных исторических источников;
работа с копиями древнерусских рукописей
мини-конспект

3
Историческая геральдика.
«С гербом, где вписан знатный род...»
1
анализ гербов, составление герба своей семьи
Проект «Герб моей семьи»

4
Историческая хронология и система счисления времени.
Меры длины, веса, объёма.
1
устные выступления учащихся по определенным темам
Проект «Я в системе счисления»

5
В мире имен и названий
2
работа с топонимами, этнонимами, антропонимами
Проект «Мое имя»

6
Моя семья.
Варианты записи родословных. Родословная моей семьи.
Источники генеалогических знаний
2
изучение генеалогических таблиц,
составление генеалогического древа семьи
Проект «Генеалогическое древо моей семьи»
Проект «Семейные реликвии»



Описание основных результатов и способов их оценивания

Результат
УУД
Критерии и показатели результативности программы

Личност
ный
Овладение целостными представлениями о неразрывной связи своей истории семьи с историей страны
Интерес к наследию своей семьи, повысить личный познавательный уровень

предметный
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.
Владение базовыми принципами работы с историческими источниками (семейный архив, словари, Интернет-ресурсы);

Знает и называет основные вспомогательные исторические дисциплины и указывает объект их исследования;

Составление родословного древа, герба семьи, знакомство с историей и происхождением имени и фамилии (по возможности).

метапредметный
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,и т. д.), использовать различные источники информации, в том числе семейный архив, СМИ и т.д.; Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.); Готовность к сотрудничеству с другими учашимися.
Развитие умений критически и самостоятельно анализировать источник (самостоятельный поиск информации, представление источника и т. д.)







Объект оценивания
Критерии оценки деятельности учащихся

Высокий уровень подготовки родословного древа (фото, документы из семейного архива, словари, энциклопедии и Интернет ресурсами)



Умение читать и понимать источники, создавать мини-конспект, рецензировать и т.п.

Умение самостоятельно работать с различными историческими источниками и справочной литературой, Интернет-ресурсами.

Проект «Герб моей семьи» (соответствие канонам построения герба, отражение интересов семьи)
Презентация «Имя мое» (история имени, фамилии)
Овладение типичными видами
учебно – исследовательской работы: проект, презентация и т.д.

Работа в группах, умение распределять обязанности при выполнении общего задания
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Развитие умений обсуждать результаты работ, участвовать в дискуссиях






Список литературы

Большая энциклопедия Брокгауза и Эфрона.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., 2003.
Векслер А., Мельникова А. Московские клады. М.. 1974.
Гербы дворянских родов. М., 1991.
Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.
Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.
Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.
Повесть временных лет. СПб, 1997.
Россельс Н. Рождение календаря // Первое сентября. История. 2005. №4.
Россельс Н. Иероглифы, рисунки, клинопись.. // Первое сентября. История. 2005. №4.
Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993.
Эфросман А.М. История календаря и хронология. М., 1984.
Юшко А.А. Археология на уроках истории // Первое сентября. История. 2009. №25.
Янин В.Л. Я послал тебе бересту М., 1975.

Краткий отчет

Программа краткосрочного курса «Тайны Клио» (увлекательные страницы истории) была предложена учащимся параллели 5 классов в течение третьей-четвертой учебных четвертей 2011-2012 года.
В группах (23 и 25 человек) учащиеся имели различные успехи по гуманитарным дисциплинам, но как показало анкетирование, проведенное на первом занятии, многие из них заинтересовались возможностью подробно познакомиться со способами изучения истории собственной семьи. Среди ответов учеников превалировали следующие «Хочу составить генеалогическое дерево, но пока не знаю как», «мне интересно, что означает мое имя» и т.п.
На занятиях учитель использовал различные формы учебной деятельности: вводная беседа с элементами эвристики, проблемные ситуации при работе с письменными и вещественными источниками.
Учащиеся совместно с родителями подобрали семейные архивы (письма, фотографии, тетради с записями, дневники и т.п.), на основании которых начала создаваться история семьи.
Учащиеся выступили на занятиях и представили три проектных работы: генеалогическое древо, герб семьи и историю собственного имени. Последняя работа оказалась, по признанию самих учащихся, наиболее интересной и объемной. Многие вышли за пределы разработанного на занятии плана данного проекта, помимо смысла и значения имени, постарались найти информацию о великих деятелях истории – носителях этого имени и попытались выделить их жизненные цели.
Учащиеся предложили «продолжить» курс в 6 классе. Данная идея развивается педагогом и в программу курса для 6 класса вносятся вопросы знакомства с нумизматикой и фалеристикой.











Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415