Программа кружка Наследники Клио

















Программа кружка «Наследники Клио».








Автор:
Учитель истории
и обществознания
МОУ СШ № 64
г. Волгограда
Козырь Светлана
Николаевна
kozyr1965@mail.ru
















2015 г.

Пояснительная записка

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле».
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка «Наследники Клио».
Краеведение в системе дополнительного образования формирует у школьников качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях деятельности. Написание исследовательской работы, подготовка экскурсии даёт возможность учащемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах и играх является формой социальной практики, формирует навыки совместной творческой работы, взаимоотношений в команде.



Цели программы:
Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием родного края; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи:

воспитание патриотических чувств, воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней;
углубленное изучение истории родного края;
приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения Волгограда и области;
изучение вспомогательных исторических дисциплин;
обучение работе с историческими источниками с целью получения необходимой информации;
способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности.;
формирование коммуникативных навыков в процессе проведения бесед, игр, экскурсий и т.д. с историческими памятниками и достопримечательностями родного уголка;
Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Возраст обучающихся 12-16 лет.

Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- организация походов, путешествий и экскурсий;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- выполнение исследовательских работ;
- участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах краеведческого характера;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников,
тематических дней и др.

Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего города, района, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.


Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны:
Знать основные вехи истории города Волгограда и Красноармейского района;
Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их
особенности и извлекать из них информацию;
Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии;
Создавать и представлять презентации, уметь публично выступать, организовывать и проводить различные мероприятия, посвященные истории родного края.

Организация учебного процесса

Программа кружка «Наследники Клио» рассчитана на 85 часов и предлагается для учащихся 6 – 9 классов. Значительная часть времени (53 ч.) отводится на проведение экскурсий по Красноармейскому району и Волгограду, а также на посещение музеев. Программа предполагает участие обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах и т.д. исторической и краеведческой направленности, а также организацию и проведение силами обучающихся различных мероприятий по истории в рамках школы, в том числе недели истории, викторин краеведческого характера, просмотр художественных и документальных фильмов об истории Волгограда.




Содержание курса.

Тема I. Вспомогательные исторические дисциплины.
1.Исторический источник.
Что такое исторический источник. Виды исторических источников. Этапы работы с историческими источниками.
2.Вспомогательные исторические дисциплины.
Общая характеристика вспомогательных исторических дисциплин. Область исследования и задачи ВИД.
3. Палеография.
Объект исследования палеографии. Возникновение письменности у славян. Материалы для письма. Графика письма. Украшение рукописей.
4. Хронология.
Системы исчисления времени. Календари. Юлианский и грегорианский календари. Русская система счета времени.
5. Нумизматика.
История денег. Древнерусская денежная терминология и денежный счет. Русская денежная система.
6. Геральдика.
Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные, областные и городские гербы. Герб России. Герб Волгоградской области. Герб Волгограда.
7. Вексиллография.
Субъект изучения вексиллографии. Категории знамен. Элементы знамени. Виды знамен. Флаг РФ. Флаг Волгоградской области. Флаг Волгограда.
8. Ономастика.
Историческая топонимика. Топонимический субстрат. Гидронимы. Ойконимы. Микротопонимика. Этнонимика.
9. Историческая антропонимика.
Субъект исследования антропонимики. Система личных имен. Происхождение имен и фамилий.

Тема II. Царицын – Сталинград – Волгоград. Важнейшие вехи истории.
1.Царицын от снования до XIX в.
Основание Царицына. Степан Разин в Царицыне. Емельян Пугачев на Волге.
2. Царицын в XIX в.
Экономическое развитие города. Культурная жизнь Царицына. Начало революционного движения.
3. Царицын в годы гражданской войны.
Установление советской власти. Оборона Царицына.
4.Социалистическое строительство.
Город в годы первых пятилеток. Коллективизация на территории области.
5. Сталинград в годы Великой Отечественной войны.
Перевод экономики Сталинграда и области на военные рельсы. Сталинградская битва. Защитники Сталинграда. Всемирно – историческое значение победы под Сталинградом.
6. Восстановление Сталинграда.
Масштабы разрушений города. Помощь Сталинграду со стороны республик и областей СССР. Черкасовское движение.
7. Волгоград во 2 пол. XX в. – н. XXI в.
Крупнейшие промышленные предприятия Волгограда. Культурная жизнь Волгограда.
8. Почетные граждане Волгограда.
Чуйков В.И. Шумилов М.С. Зайцев В.Г. Павлов Я.Ф. Чуянов А.С. Агагшина М.К. Пахмутова А.Н. Черкасова А., Сычугов В.С. Загорулько М.М.
9. Архитектурные и исторические памятники Волгограда.
Мамаев Крган. Мельница Гергардта. Музей – панорама «Сталинградская битва». Дом Павлова. Площадь Павших борцов. Аллея героев.
10. Многонациональный состав населения Волгограда.
Обычаи и традиции народов, населяющих Волгоград. Национальные общественные объединения. Религии края.

Тема III. Красноармейский район Волгограда: прошлое и настоящее.
1. История Красноармейского района.
Образование района. Площадь и население.
2. Сарепта. История возникновения поселения. Промышленная и культурная жизнь Сарепты в XVIII – XIX вв. Создание музея «Старая Сарепта».
3. Промышленность района.
Судостроительный завод. «Каустик». «Волгоградский керамический завод». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сарептская мельница». ГУП ВОСХП «Заря». ЗАО «Красноармейский хлеб».
4. Транспорт района.
Железнодорожная станция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Автовокзал «Южный». Троллейбусное и трамвайное сообщение. Маршрутные такси.
5. Достопримечательности Красноармейского района.
Братская могила воинов 57-ой и 64-ой армий, Памятник на месте Красноармейской переправы через реку Волгу в 1942-1943 гг. Памятный знак танк Т-34. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Скульптура бегемота. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Памятник первому учителю.
6. Верхняя Судоверфь – моя малая родина.
Историческая топонимика Верхней Судоверфи. Образовательные учреждения района. История моей школы.

Тема IV. История семьи в истории страны.
1.Генеалогия.
Предмет и задачи генеалогии. Законы генеалогии. Методика генеалогического исследования.
2. Генеалогия в Волгограде.
Царицынское генеалогическое общество. Городской конкурс «Родословный проект».
3. Моя родословная. Проект.
Составление генеалогического досье. Составление карты миграции предков. Написание словарика имен и фамилий. Систематизация домашнего фотоархива, написание эссе о наиболее интересных фотографиях. Выполнение личного герба. Составление описания семейных традиций. Написание биографического очерка. Составление восходящего родового древа.
4. Защита родословных проектов.
Презентации обучающихся своей проектной деятельности по составлению родословной.

Учебно-тематический план.

Тема занятия
Количество часов
Форма занятия
Форма контроля


Теория
Практика



ТемаI. Вспомогательные исторические дисциплины.

10
9



1.Исторический источник.
1
1
Беседа, просмотр презентации
Ответы на вопросы по теме

2.Вспомогательные исторические дисциплины.
2

Беседа, просмотр презентации
Ответы на вопросы по теме

3. Палеография.
1
1
беседа
п\р с документами

4. Хронология.
1
1
беседа
Решение задач на счет времени

5. Нумизматика.
1
1
Беседа, презентация
п\р с монетами и банкнотами

6. Геральдика.
1
1
Беседа, просмотр презентации
т\р «Мой герб»

7. Вексиллография.
1
1
Беседа, просмотр презентации
т\р «Флаги мира»

8. Ономастика.
Историческая топонимика.
1
2 (экскурсия по району и (или) городу)
Беседа.
Экскурсия.
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

9.Историческая антропонимика.
1
1
Беседа
п\р «Что в имени моем»

Тема II. Царицын – Сталинград – Волгоград. Важнейшие вехи истории.
10
23



1.Царицын от снования до XIX в.
1
2 (экскурсия в Краеведческий музей)
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

2. Царицын в XIX в.
1
2 (экскурсия в Краеведческий музей)
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

3. Царицын в годы гражданской войны.
1
3 (экскурсия в историко – мемориальный музей)
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

4. Социалистическое строительство.
1
4 (экскурсия по городу)
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

5. Сталинград в годы Великой Отечественной войны.
1
6 (экскурсии на Мамаев курган, в музей «Сталинградская битва»)
Игра – викторина «Сталинградская битва»
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

6. Восстановление Сталинграда.
1
2 (экскурсия в краеведческий музей или по городу)
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

7. Волгоград во 2 пол. XX в. – н. XXI в.
1

Беседа, презентация
собеседование

8.Почетные граждане Волгограда.
1

Беседа, презентация
викторина

9. Архитектурные и исторические памятники Волгограда.
1
4 (экскурсия по городу)
Беседа, презентация. Экскурсия
Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

10.Многонациональный состав населения Волгограда.
1

Беседа, презентация, просмотр телепередач Первого волгоградского канала
собеседование

Тема III. Красноармейский район Волгограда: прошлое и настоящее.
6
13



1. История Красноармейского района.
1
2 (экскурсия по району или в школьные музеи МОУ СОШ № 115, 62, 8)

Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

2. Сарепта. История возникновения поселения.
2
4 (экскурсии в музей «Старая Сарепта)

Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

3. Промышленность района.
1
2 (экскурсия в музей волго-донского судоходного канала)

Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

4. Транспорт района.
1
1 (экскурсия – исследование по району)

Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте.

5.Достопримечательности Красноармейского района.
1
2 (экскурсия по району)

Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте. Фотовыставка.

6. Верхняя Судоверфь – моя малая родина.

2 (экскурсия по Верхней Судоверфи)

Создание фотоотчета об экскурсии. Размещение информации на школьном сайте. Фотовыставка.

Тема IV. История семьи в истории страны.
6
8



1.Генеалогия.
1

Беседа, просмотр презентации
собеседование

2.Генеалогия в Волгограде.
1

Беседа, просмотр презентации
собеседование

3. Моя родословная. Проект.
4
4
Индивидуальные и групповые консультации
Составление генеалогического досье. Составление карты миграции предков. Написание словарика имен и фамилий. Систематизация домашнего фотоархива, написание эссе о наиболее интересных фотографиях. Выполнение личного герба. Составление описания семейных традиций. Написание биографического очерка. Составление восходящего родового древа.


4. Защита родословных проектов.

4
Индивидуальные выступления


Всего
32
53






Литература.
Апраксин В.А. Казачья старина.- Волгоград, Издатель, 2010 Вашкау, Н.Э. Сарепта в истории Нижнего Поволжья [Текст] / Н.Э. Вашкау //Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России: Сборник научных статей по материалам научной конференции 2001 г. – Волгоград: ООО «Фирма Л.Б.Ф.», 2002.
Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии.- М., 1974
Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда.-М.,1968
Волгоград. Четыре века истории. – Волгоград: Ниж. –Волж. Кн. изд – во, 1989
Городская черта. Царицын – Сталинград – Волгоград: (административно – территориальное деление города в XX веке): документы и материалы. – Волгоград: Издатель, 2010
И моя семья должна принадлежать истории: метод. Пособие по составлению родословной. – Волгоград, 2007
Коллективизация на территории Волгоградской области. 1928 – 1932 гг. – Волгоград: Крутон, 2011
Кузьмина Э.В. Восстановление Сталинграда (1943-1950 гг.)-Волгоград,2002
Лавринова Т.И. Царицынская линия: история строительства в 1718 – 1720 и первые годы существования. – Волгоград: Издатель, 2012
Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. – М.: Просвещение, 1994.
Курышев А.В. Божья пашня. Новости Сарепты. 9 сентября 2005
Люшин С.П. Трудовой подвиг волгоградцев.1943-1962 гг. - Волгоград,1963
Муравьев А.В. Русская палеография. – М., 1977
Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. – М., 1966
Символы Волгоградской области. Учебное пособие. – М.: Глобус, 2008
Сталинградская эпопея: Впервые публикуемые документы, рассекреченные ФСБ РФ. – М.: «Звонница - МГ», 2000
Суперанский А.В. Что такое топонимика? – М., 1985
Ульев П. Из пепла и руин.-Сталинград,1949
Царицын в путевых заметках, дневниках и мемуарах современников. Т.4\ Под общ. Ред. Проф. М.М.Загорулько. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005




























Заголовок 315