АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В УЧЕБНЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТАХ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ СЕРИИ «ENGLISH UNLIMITED» , 2010.


Е. В. Хихлич
Студент 1 курса магистратуры,
филологического факультета СамГУ
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В УЧЕБНЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТАХ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ СЕРИИ «ENGLISH UNLIMITED», 2010.
На сегодняшний день нельзя не отметить повышенный интерес к изучению иностранного языка, в частности, английского. Во всем мире английский язык выполняет важную роль как средство межкультурного общения в современных условиях интенсивного расширения контактов и международного сотрудничества.
Нельзя не отметить, что роль адекватного учебного пособия для изучения иностранного языка увеличивается, поскольку не всякое современное пособие, количество которых на рынке учебной литературы постоянно увеличивается, может служить помощником в изучении иностранного языка и его культуры. По словам Харьковской А. А.: «Одним из самых важных факторов, регулирующий объем книжной продукции, признается торговый интерес, который объективно учитывается издателями при планировании тиражей». [2, c. 1]
На мировом рынке учебной литературы существует социальный заказ на пособие такого рода для международного сообщества. Пособие заинтересовало своей разноплановой структурой, все уровни строго тематически ориентированы, лексически оснащены в зависимости от степени сложности. Популярность обусловлена как глобализацией, так и стремлением приобрести профессиональные навыки в английском языке, которые способствовали бы повышению эффективности коммуникации в современном международном пространстве, где английский язык занимает лидирующие позиции в качестве языка международного общения.
Необходимо отметить, что каждым уровнем тематики углубляются. Более того, в центре каждого раздела стоит антропоцентрическая парадигма. На данном этапе развития в лингвистике понятие «антропоцентризм» является наиболее глобальным и актуальным. По словам Каламбет Е.В.: «Антропоцентрический принцип в лингвистике - частное проявление глобального процесса гуманизации науки». [3, c. 177] Почти все современные популярные учебные пособия строятся таким образом, что антропоцентризм является ведущим звеном в них. Иначе говоря, антропоцентризм преследует «тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках». Если рассматривать антропоцентрический принцип в лексической системе, то он связан с целым комплексов задач и установок: изучение «естественной лексики с целью выразить «Наивную модель человека». Реализация антропоцентризма в художественных текстах требует особого внимания к функциональности слова в ограниченном пространстве текста.
Все учебные материалы, которые издаются сейчас, особое внимание уделяют антропоцентризму. Все названия разделов учебников отражают тематики на всех предложенных уровнях: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate, Upper Intermediate Advanced.
На начальном этапе «Elementary» важны такие темы как:
1) «PEOPLE», реализованный в разделе `People In Your Life`, `Away from home`, `What`s she like?`, в который входят такие маркеры: friends, guests, family.
2) «TECHNOLOGY», представленный в разделе ` Changes`, благодаря маркерам important event,
3) «PLACES», реализованный в разделе `Your Space`, при помощи маркеров: flat, room, personal space,
4) «WORK», использованный в разделе `Work-life balance` с употреблением workplaces
5) «JOURNEY», реализованный в разделе `Journeys`, `Getting around`, `Experiences`, при помощи таких маркеров Airport, flight, great places, visitor, tickets, information and recommendation.
На среднем этапе «Intermediate» изучения английского языка актуальны такие темы:
1) «TECHNOLOGY OR MASS MEDIA», реализованный в разделах `Media around the World`, `Good Communication` при помощи таких маркеров: entertainment, TV, Fact and Fiction, TV show, communication, Internet
2) «PEOPLE, ATTITUDES, FEELINGS» в `Success`, `Personal qualities`, ` Truth and Lies`, `Make up your mind`, `Impressions` благодаря ideas, hopes, dreams and ambitious, abilities, achievements, success, character, roles in life, gossip, secret, friends, attitudes, witness, memory.
3) «MONEY» в ` Looking back`, `Let me explain`, употребляются такие маркеры: money, mistake, rules and risk,
4) «JOURNEY» в `Any questions?`, `Impressions`, `Lost and Found`, где используются такие маркеры: memories, complaint, dispute, strangers, survey, a nightmare journey, rubbish, freecycle, stuff, property.
На последнем этапе «Advanced» мы можем столкнуться такими темами:
1) «PEOPLE» в таких разделах `Childhood`, `Self `, `Health` с помощью таких единиц: memory, children, self.
2) «TECHNOLOGY» в `Knowledge and Technology`, `Self``, ` Brand awareness`: online self, agency, cards, brands, viral ads, product, megabrands, camera, profile, interview.
3) «PLACES» в разделах `World`, `Concepts of space`: world, maps, restaurants, city, surveillance, square.
4) «KNOWLEDGE» представлены в `Knowledge and technology`, `Language and Literature` такими маркерами: books, language, English, knowledge, message.
В ходе исследования было выяснено, что современное учебное пособие систематически выстроено таким образом, что фигура человека стоит во главе. Таким образом, все малоформатные тексты, названия, заголовки неразрывно связаны с деятельностью или характером человека, профессиональной сферой или областью знания, внедрением новых технологий в человеческую жизнь.
Источник выборки
Engl. Unlim. Pre – int. 2010; Engl. Unlim. Pre – int. W/b. 2010; Engl. Unlim. Int. 2010; Engl. Unlim. Int. W/b. 2010; Engl. Unlim. Upper Int. 2010; Engl. Unlim. Upper Int. W/b. 2010; Engl. Unlim. Adv. 2010; Engl. Unlim. Adv. W/b. 2010.
Библиографический список
1. Харьковская, А. А. Дискурсивный мир англоязычных и русскоязычных бестселлеров. URL: http://www.nop-dipo.ru/ru/node/463 (дата обращения: 24.03.2015г.)
2. Калабмет, Е. В. Проявление антропоцентризма в современной лексикографии: на материале лингвистических словарей, дисс. Краснодар, 2007. – 177 c.
3. Кубрякова, Е.С. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (Опыт парадигматического анализа) // Язык и наука конца 20 века. М., 1995.
Khikhlich E. V.
Anthropocentric paradigm in academic English texts on the material of publications manuals series `ENGLISH UNLIMITED`, 2010.Ключевые слова: антропоцентризм, дискурс, учебный дискурс, малоформатный тексты, пространство текста.
В статье рассматривается антропоцентрическая парадигма в рамках учебного дискурса, малоформатных текстов. Почти все современные популярные учебные пособия строятся таким образом, что антропоцентризм является ведущим звеном в них. Реализация антропоцентризма в художественных текстах требует особого внимания к функциональности слова в ограниченном пространстве текста. Анализируя данное явление в англоязычном учебном пособии на всех уровнях: elementary, pre-intermediate, intermediate, upper intermediate, advanced.
In the article it displays the anthropocentric paradigm within academic discourse, small texts. All modern popular texts are written in such way that anthropocentrism is the leading part of all the themes. Achievement of anthropocentrism in literary texts requires special attention to the functionality of the words in the limited space of the text. Analyzing this phenomenon in the English-language textbook on all levels: elementary, pre-intermediate, intermediate, upper intermediate, advanced.