Методическая разработка практического занятия по физике Решение задач по теме основные положения МКТ

Министерство здравоохранения Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Тульский областной медицинский колледж»
Новомосковский филиал


Методическая разработка
практического занятия

по учебной дисциплине
ОУД.08 ФИЗИКА
тема: «Решение задач по теме основные положения МКТ».

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
(базовый уровень среднего профессионального образования)





г. Новомосковск
2016 г
Рассмотрено на заседании Ц(П)К Утверждаю протокол №_ от «__»_______2016г Зам директора по УР Председатель Ц(П)К____________ ______(Т.П.Гришина)
«___»________ 2016г














Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Автор: Н.В. Сурикова, преподаватель высшей квалификационной категории учебной дисциплины «Физика».
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по «Физика », по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме: «Решение задач по теме основные положения МКТ». В методической разработке отображены цели, оснащение занятия, имеются этапы планирования занятия с описанием всех элементов урока. После изучения темы студенты должны знать - основные положения МКТ; основные физические величины, характеризующие молекулы: количество вещества, относительная и молекулярная масса, число Авогадро; методы физического моделирования в МКТ; простейшую модель реального газа - идеальный газ; основное уравнение МКТ газа; понятие о температуре как характеристике состояния теплового равновесия системы; понятие об абсолютном нуле; физический смысл постоянной Больцмана; способы измерения температуры; понятие газовой шкалы температур; методы определения температуры; связь между температурой газа и средней кинетической энергией молекул газа.
Студенты должны уметь - самостоятельно работать с книгой; отвечать на вопросы ( фронтальный, индивидуальный опрос); применять полученные физические законы при решении задач; анализировать, делать выводы по заданной теме; самостоятельно проводить математические преобразования; развивать навыки решения качественных, экспериментальных и вычислительных задач на определение макроскопических и микроскопических параметров молекул; объяснять на основе МКТ различия в молекулярном строении и свойствах газов, жидкостей и твердых телах;
Цель методической разработки: помочь преподавателю более эффективно и рационально провести теоретическое занятие по данной теме, проверить и закрепить теоретические знания с использованием различных форм и методов контроля.
В организационном моменте дается тема, цель, план занятия, проводится мотивация , которая настраивает студентов на данную тему и важность этой темы.
Контроль исходного уровня знаний студентов проводится в виде комбинированного опроса: фронтального и индивидуального ( устно), что позволяет за короткое время проверить опорные знания студентов, настроить на дальнейшую работу. На третьем этапе проводится углубление знаний и умений при решении задач.
В разделе самостоятельная работа студенты делятся на два варианта и выполняют проверочную работу. Некоторым студентам индивидуально подобраны задачи и работа в форме игрового лото , что позволяет проверить более сильных и слабых студентов.
И в конце подводится итог занятия, выставляется оценка за занятие. Преподаватель анализирует работу всей группы и каждого студента, комментирует ошибки, дается домашнее задание.

Методическая разработка содержит вопросы по теме, дидактический материал, объем домашнего задания, что позволяет наиболее полно закрепить данную тему и соответствует нормам ГОС.







Цель занятия: - закрепить основные положения МКТ; актуализировать основные физические величины, характеризующие молекулы: количество вещества, относительная и молекулярная масса, число Авогадро; простейшую модель реального газа - идеальный газ; научиться применять при решении задач основное уравнение МКТ газа; понятие температуры как характеристике состояния теплового равновесия системы; связь между температурой газа и средней кинетической энергией молекул газа.
Технологическая карта занятия

Дисциплина физика
Тема занятия «Решение задач по теме основные положения МКТ».

Вид занятия ( тип урока) – практика 2ч ( комбинированный).
Цели занятия:
Обучающая:
- закрепить основные положения МКТ; актуализировать основные физические величины, характеризующие молекулы: количество вещества, относительная и молекулярная масса, число Авогадро; простейшую модель реального газа - идеальный газ; научиться применять при решении задач основное уравнение МКТ газа; понятие температуры как характеристике состояния теплового равновесия системы; связь между температурой газа и средней кинетической энергией молекул газа.

Развивающая:
- продолжить выработку у студента логического мышления, умения анализировать и делать выводы, развитие речи, умения пользоваться первоисточниками и справочными материалами, развивать навыки вычислительных задач, развитие понимания и применения практической значимости изучаемого материала.

3. Воспитательная:
- выработка внимательности, трудолюбия, медицинской этики, требования к себе, дисциплины;
- воспитать умение работать в группе, уважать мнение других.
Межпредметные связи – анатомия, терапия, гигиена.

Обеспечение занятия:
Учебно-методические средства - методическая разработка для преподавателей по данной теме, учебное пособие по данной теме, задачи по теме, задания для внеаудиторной работы, задания для закрепления.
Назначение учебно-методических средств
Учебно-методические средства обучения помогают эффективно перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение с учетом умственных способностей каждого студента.

Литература:
Основная:
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика Учебник для 10(11) кл. М,2012г.
2.А.П.Рымкевич Сборник задач по физике. М, 2010г.
3.Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005 г.
4.Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Задачник – М., 2009г.

Дополнительная:
1. Поурочные планы к учебнику по физике Г. Я. Мякишеву под редакцией И.И. Мокрова. Волгоград, 2004 г.
2. Л.Я. Кирик « Самостоятельные и контрольные работы» 2003г.
3. Поурочные планы к учебнику под редакцией В.А.Волкова, Москва. 2006 г
4. Ф.Е. Марон Дидактические материалы, Дрофа, .2002г
5. Ю.А. Сауров Модели уроков, Просвещение, 2005г.

В результате изучения темы
Студент должен знать:
- основные положения МКТ;
- основные физические величины, характеризующие молекулы: количество вещества, относительная и молекулярная масса, число Авогадро;
- простейшую модель реального газа - идеальный газ;
- основное уравнение МКТ газа;
- понятие о температуре как характеристике состояния теплового равновесия системы и понятие об абсолютном нуле, физический смысл постоянной Больцмана;
- способы и методы измерения температуры, понятие газовой шкалы температур; связь между температурой газа и средней кинетической энергией молекул газа.

Студент должен уметь:
- применять полученные физические законы и термины при решении задач;
- анализировать, делать выводы по заданной теме;
- самостоятельно проводить математические преобразования;
- решать качественные и экспериментальные задачи на определение макроскопических и микроскопических параметров молекул;
- объяснять на основе МКТ различия в молекулярном строении и свойствах газов, жидкостей и твердых телах;

В процессе изучения темы у студента формируются компетенции:
Базовые компетенции
- готовность к закреплению полученных знаний;
- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания ;
- развитие логического мышления, памяти, речи, пространственного воображения;
- развитие творческих способностей .

Общеучебные и профессиональные
- готовность определять сущность понятий и умело их применять;
- умение вести поиск информации по заданной теме в источниках различного типа (текст, графики, таблицы, диаграммы)

- умения студентов работать в группах, обобщать, сопоставлять.
ПЛАН- ХРОНОКАРТА
1. Организационная часть – 2 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний – 10 мин.
3. Углубление знаний, умений: решение задач – 45 мин.
4. Итоговый контроль – 20 мин.
5. Подведение итогов занятия и задание на дом – 3 мин.

Этапы планирования практического занятия
Содержание занятия
Методическое обоснование

1.Организационный момент:
Приветствие, контроль внешнего вида студентов, проверка присутствующих, готовность рабочих мест, оснащение учебной комнаты, наличие документации.
Объявление: цели, темы, плана занятия, наивысшего балла на оценку. Для четкости работы студенты получают методические указания с планированием этапов работы.
Приучает студентов к соблюдению единых требований в процессе обучения, мобилизует на конкретную работу, способствует рациональному использованию рабочего времени, ориентирует на конечный результат.

2. Контроль исходного уровня знаний:
Комбинированный опрос:
а) фронтальный( устный)







б) индивидуальный( устный)





Позволяет проверить исходный уровень знаний студентов и готовность каждого отдельно.
а)Этот вид опроса позволяет за короткое время проверить опорные знания по новой теме, настроить студентов на дальнейшую работу. Выявить индивидуальные особенности студентов.




б)Этот вид опроса проводится с целью выявления индивидуальных особенностей студентов.


Каждый вид задания оценивается и анализируются допущенные ошибки.

Стимулирует студентов на активную работу.

3. Углубление знаний, умений: решение задач- индивидуально у доски.








Этот вид опроса проводится с целью выявления более глубоких знаний по данной теме, индивидуальных особенностей студентов. Осознается необходимость теоретических знаний в будущей работе, реализуется межпредметная связь, мобилизует студентов на активную практическую работу.

4. Итоговый контроль: работа по карточкам -заданиям( на два варианта, индивидуальные карточки 4 варианта, самостоятельная работа в форме игрового лото).

Закрепление пройденного материала.
Помогает выработать умение у студентов выполнять данное задание самостоятельно.

5. Подведение итогов занятия и задание на дом:
Преподаватель подводит итог занятия, комментирует и анализирует работу группы в целом и каждого студента. Конкретное, четкое домашнее задание активизирует работу студентов.



1. Организационная часть –
цель – мобилизация группы, воспитание дисциплины, мотивация и активизация занятия, ознакомление с планом занятия
приветствие, внешний вид студента, подготовка класса, отметка отсутствующих, причины отсутствия.
2. Контроль исходного уровня знаний – актуализация знаний.
а)Беседа со студентами:
1. Что изучает молекулярная физика?
2.Сформулируйте основные положения МКТ.
3. Относительной молекулярной массой называется.
4. Моль- это
5. Число Авогадро равно
6. Молекулярной массой вещества называют.
7. Массу вещества можно рассчитать по формулам
8. Броуновское движение – это
9. Между атомами или молекулами существуют силы.
10. В чем состоит идеальность модели реального газа?
11. Запишите основное уравнение идеального газа.
12. Какую температуру принимают за абсолютный нуль температуры?.
13. Как связаны температура, выраженная в джоулях, с температурой , выраженной в градусах Кельвина?
14. Какая существует зависимость между давлением и концентрацией молекул?

б)Укажите формулы, выражающие следующие утверждения:
а) Основное уравнение МКТ связывает макроскопическую величину(давление) с микроскопическими величинами, характеризующими молекулы.
б) Температура является мерой средней кинетической энергии.
в) При абсолютном нуле температур давление идеального газа становится равным нулю, что вытекает их формулы.
г) Среднюю скорость теплового движения молекул можно найти, используя формулу
д) Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул равна
е) Связь между температурными шкалами Цельсия и Кельвина определяется соотношение
1. Е=13 EMBED Equation.3 1415·k·T; 2. p=n·k·T; 5. Е=13 EMBED Equation.3 1415.
3. p=13 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415·n·VІ; 4. T=t+273єC;
Ответы: а). 3; б). 1; в).2; г)5. ; д). 1; е) 4.


3.Углубление знаний, умений- решение задач:
№1.Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5,4кг?

Дано:
m=5,4кг
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415
РЕШЕНИЕ:
13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415, М13 EMBED Equation.3 1415=27 ; М=27·1013 EMBED Equation.3 1415кг/моль.
13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415=200моль
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 13 EMBED Equation.3 1415=200моль



13 EMBED Equation.3 1415-?




№2.Какова масса 50 моль углекислого газа?

Дано:
13 EMBED Equation.3 1415=50моль
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415
РЕШЕНИЕ:
13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415, m=13 EMBED Equation.3 1415 ; М13 EMBED Equation.3 1415=16·2+12=44;
М= M13 EMBED Equation.3 1415·1013 EMBED Equation.3 1415=44·1013 EMBED Equation.3 1415(кг/моль)
m=50моль·0,044кг/моль=2,2(кг)
13 EMBED Equation.3 1415=1кг13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: m=2,2кг


m-?



№3.Сколько молекул содержится в 1г углекислого газа(СО2)?

Дано:
m13 EMBED Equation.3 1415=1г
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415
СИ
m13 EMBED Equation.3 1415=0,001кг
РЕШЕНИЕ:
N=13 EMBED Equation.3 1415· N13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415; N=13 EMBED Equation.3 1415 N13 EMBED Equation.3 1415;
M13 EMBED Equation.3 1415=16·2+12=44;
M= M13 EMBED Equation.3 1415·1013 EMBED Equation.3 1415=44·1013 EMBED Equation.3 1415(кг/моль)
N=13 EMBED Equation.3 1415·6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415=1,4·1013 EMBED Equation.3 1415(молекул)
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: N=1,4·1013 EMBED Equation.3 1415(молекул)



N-?





№4.Найти число атомов в алюминиевом предмете массой 135г.

Дано:
m13 EMBED Equation.3 1415=135г
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415
СИ
m13 EMBED Equation.3 1415=0,135кг
РЕШЕНИЕ:
N=13 EMBED Equation.3 1415· N13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415; N=13 EMBED Equation.3 1415 N13 EMBED Equation.3 1415;
M13 EMBED Equation.3 1415=27;
M= M13 EMBED Equation.3 1415·1013 EMBED Equation.3 1415=27·1013 EMBED Equation.3 1415(кг/моль)
N=13 EMBED Equation.3 1415·6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415=3·1013 EMBED Equation.3 1415 (молекул)
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: N= 3·1013 EMBED Equation.3 1415 (молекул)



N-?




№5.Находившаяся в стакане вода массой 200г полностью испарилась за 20 суток. Сколько в среднем молекул воды вылетало с ее поверхности за 1с?

Дано:
m=200г
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415
t=20сут
СИ
m=0,2кг
РЕШЕНИЕ:
N=13 EMBED Equation.3 1415· N13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415; N=13 EMBED Equation.3 1415 N13 EMBED Equation.3 1415;
M13 EMBED Equation.3 1415=18;
M= M13 EMBED Equation.3 1415·1013 EMBED Equation.3 1415=18·1013 EMBED Equation.3 1415(кг/моль)
N=13 EMBED Equation.3 1415·6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415=6,7·1013 EMBED Equation.3 1415 (молекул)
13 EMBED Equation.3 1415
t=20сут=480ч·3600с=1,728·1013 EMBED Equation.3 1415с
Средняя скорость испарения: 13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 14153,9·1013 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 молекул в секунду.
Ответ: 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 14153,9·1013 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 молекул в секунду.




13 EMBED Equation.3 1415-?




№6.Каково давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул 500м/с, а его плотность 1,35 кг/м3.


Дано:
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=50013 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415=1,3513 EMBED Equation.3 1415
РЕШЕНИЕ:
p=1/3n·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415, где n-число частиц в единице объема
n=13 EMBED Equation.3 1415; p=1/3 ·13 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415;
где m=N· m13 EMBED Equation.3 1415, а 13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415, поэтому
р=1/313 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=1/3·1,35кг/мі·2,5·1013 EMBED Equation.3 1415м/сІ13 EMBED Equation.3 14151,1·1013 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=0,11МПа
Ответ: р13 EMBED Equation.3 14151,1·1013 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=0,11МПа



p-?



№7.Найти концентрацию молекул кислорода, если давление его 0,2МПа, а средняя квадратическая скорость молекул равна 700м/с.

Дано:
р=0,2 МПа
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=70013 EMBED Equation.3 1415
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415

СИ
р=0,2·1013 EMBED Equation.3 1415Па

РЕШЕНИЕ:
p=1/3n·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415, где n-число частиц в единице объема
n=13 EMBED Equation.3 1415; p=1/3 n·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415;
m13 EMBED Equation.3 1415-масса одной молекулы, можно выразить
m13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415, поэтому p=1/3 n·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 1415;
M13 EMBED Equation.3 1415=32;
M= M13 EMBED Equation.3 1415·1013 EMBED Equation.3 1415=32·1013 EMBED Equation.3 1415(кг/моль)

n=13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: n=2,3·1013 EMBED Equation.3 1415 1/мі


n-?





№8.Во сколько раз изменится давление одноатомного газа в результате уменьшения его объема в 3 раза и увеличение средней кинетической энергии его молекул в 2 раза?

Дано:
13 EMBED Equation.3 1415;
13 EMBED Equation.3 1415
РЕШЕНИЕ:
p=13 EMBED Equation.3 1415nE13 EMBED Equation.3 1415, где n=13 EMBED Equation.3 1415;
E13 EMBED Equation.3 1415-средняя кинетическая энергия.
13 EMBED Equation.3 1415.
Ответ: После воздействия на газ, его давление увеличилось в 6 раз.



13 EMBED Equation.3 1415-?





№9. При какой температуре средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул газа равна 6,21 ·1013 EMBED Equation.3 1415Дж?


Дано:
E13 EMBED Equation.3 1415=6,21·1013 EMBED Equation.3 1415Дж
k=1,38·1013 EMBED Equation.3 1415Дж/К
РЕШЕНИЕ:
Средняя кинетическая энергия поступательного движении молекул газа выражается через температуру Т формулой6
E13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415, где Т-абсолютная температура по шкале Кельвина, k-постоянная Больцмана. Отсюда
T=13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Поскольку абсолютная температура связана с температурой по шкале Цельсия соотношением
T=tєC+273єC, то
t=T-273єC=300єC-273єC=27єC


Ответ: t=27єC


t-?



№10. Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1013 EMBED Equation.3 1415м13 EMBED Equation.3 1415.

Дано:
р=100кПа
n=1013 EMBED Equation.3 1415м13 EMBED Equation.3 1415
k=1,38·1013 EMBED Equation.3 1415Дж/К
СИ
р=1013 EMBED Equation.3 1415Па

РЕШЕНИЕ:
p=nkT Из нее находим температуру:
T=13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: T=725К.


T-?



№11. Найти среднюю квадратическую скорость молекулы водорода при температуре 27єС.
Дано:
k=1,38·1013 EMBED Equation.3 1415Дж/К
t=27єC
N13 EMBED Equation.3 1415=6·10Іі13 EMBED Equation.3 1415

РЕШЕНИЕ:
p=nkT ; p=1/3 n·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415; Приравняв эти два выражения получим:
nkT= 13 EMBED Equation.3 1415 n·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415; сократим на n:
kT= 13 EMBED Equation.3 1415 ·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415·m13 EMBED Equation.3 1415;
m13 EMBED Equation.3 1415-масса одной молекулы, можно выразить
m13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415, поэтому
kT= 13 EMBED Equation.3 1415 ·13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415· 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415
M13 EMBED Equation.3 1415=2;
M= M13 EMBED Equation.3 1415·1013 EMBED Equation.3 1415=2·1013 EMBED Equation.3 1415(кг/моль)
T=tєC+273єC, то
T=27єC+273єC=300К
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 13 EMBED Equation.3 1415


t-?



Итоговый контроль: самостоятельная работа( на два варианта, индивидуальные карточки 4 варианта, самостоятельная работа в форме игрового лото).



Самостоятельная работа
I вариант
№1.Сколько молекул воды содержится в капле массой 0,2г?

№2.В сосуде находится газ. Какое давление он производит на стенки сосуда, если масса газа 5г, его объем 1л, средняя квадратическая скорость равна 500 м/с?
Самостоятельная работа
II вариант
№1.Определите массу водорода, взятого в количестве 1000 моль.

№2.Определите давление водорода, если средняя квадратическая скорость его молекул 800м/с, а его плотность 2,4 кг/мі.

Индивидуальные карточки

I вариант

№1. Какой объем занимают 50 моль кислорода? ( Плотность кислорода 1,43 кг/мі).
№2. Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1013 EMBED Equation.3 1415 мі.
II вариант

№1. Какую массу имеют 2·10Іі молекул азота?
№2. Определите температуру газа, если средняя кинетическая энергия поступательного движения его молекул 6,21·10-21 Дж.

III вариант
№1. Определите число атомов в 1мі меди. Молярная масса равна 0, 0635 кг/моль, плотность 9000кг/мі.
№2. Определите концентрацию молекул водорода при давлении 100кПа, если среднее значение скорости теплового движения молекул равно 450м/с.


IV вариант
№1. Плотность алмаза 3500кг/мі. Какой объем займут 10ІІ атомов этого вещества?
№2. Какова скорость теплового движения молекул, если при давлении 250кПа газ массой 8кг занимает объем 15мі?

Игровое лото

Этот вид работ строится так. Каждому ученику по его выбору раздается карточка с вариантом ответов. Ребята отвечают по очереди на 12 вопросов, а затем находят и зачеркивают карандашом на своих карточках правильный, по их мнению, ответ. У тех, кто все сделал правильно, один столбец или строка окажутся полностью зачеркнутыми. Эти ученики получают отличные оценки; отметки остальных - по числу правильных ответов. Проверка используется очень быстро, используя трафарет. « Секрет» карточек заключается в том, что все они выигрышные, т.е. на каждой есть все правильные ответы, только они расположены в беспорядке.

Самостоятельная работа по теме « Основные понятия МКТ: масса молекул и количество вещества».

ВОПРОСЫ:
1. Единица измерения молярной массы в СИ.( кг/моль)
2.Обозначение относительной молекулярной массы вещества.( М13 EMBED Equation.3 1415)
3. Обозначение физической величины, равной произведению массы молекулы на постоянную Авогадро, т.е. на число молекул в одном моле вещества.(М)
4.Относительная молекулярная масса воды.(18)
5. Молярная масса углекислого газа СО13 EMBED Equation.3 1415.( 0,044 кг/моль)
6. Число молекул в одном моле водорода.( 6·10Іі)
7. Масса одного моля водорода.( 0,002кг)
8. В сосуде 6·10Іі молекул углерода. Найти количество вещества.( 1 моль)
9. Количество вещества, содержащееся в 0,4 г водорода.( 0,2моль)
10. Масса двух молей некоторого вещества 800г. Чему равна его молярная масса?( 0,4кг/моль)
11. Число молекул в 10г водорода.(3·1013 EMBED Equation.3 1415)
12. Масса одной молекулы хлора 6·1013 EMBED Equation.3 1415 кг. Чему равна масса 1000 молекул хлора? ( 6·1013 EMBED Equation.3 1415кг)
КАРТОЧКА №1

N
1кг
моль
1013 EMBED Equation.3 1415
М13 EMBED Equation.3 1415

44кг/моль
0,002кг
0,018
1моль
m13 EMBED Equation.3 1415

кг/моль
18
6·1013 EMBED Equation.3 1415кг
3·1013 EMBED Equation.3 1415
0,2 моль

1,6
13 EMBED Equation.3 1415
0,001 кг
0,044 кг/моль
г/моль

6·1013 EMBED Equation.3 1415
1013 EMBED Equation.3 1415
М
0,4 кг/моль
6·10Іі






КАРТОЧКА №2


кг/моль
18
моль
1213 EMBED Equation.3 1415
1013 EMBED Equation.3 1415

0,044 кг/моль
М13 EMBED Equation.3 1415
1,6 кг/моль
0,4 кг/моль
0,002кг

44
6·1013 EMBED Equation.3 1415кг
М
3·1013 EMBED Equation.3 1415
кг

6·1013 EMBED Equation.3 1415
1моль
0,018
m
13 EMBED Equation.3 1415

1600 кг/моль
0,2 моль
2·1013 EMBED Equation.3 1415
2кг
6·1013 EMBED Equation.3 1415




Самостоятельная работа по теме « Температура. Энергия теплового движения молекул ».

ВОПРОСЫ:
1. Коэффициент пропорциональности в формуле, связывающей температуру, измеренную в энергетических единицах, с температурой, измеренной в градусах, т.е. постоянная Больцмана.(1,38·1013 EMBED Equation.3 1415Дж/К)
2. Абсолютный нуль температуры в градусах Цельсия.(-273єC)
3. -10єC: сколько это по шкале Кельвина? (263К)
4. Переведите 10К в градусы по Цельсию. (-173єC)
5. Температура газа в сосуде уменьшилась в 3 раза. Во сколько раз уменьшилась средняя кинетическая энергия молекул? (3)
6. Температура газа увеличилась в 2 раза. Во сколько раз увеличилась средняя квадратичная скорость молекул? ( 13 EMBED Equation.3 1415)
7. Найдите давление газа при температуре 27єC, если концентрация молекул 1013 EMBED Equation.3 1415 м13 EMBED Equation.3 1415. ( 4,14 ·1013 EMBED Equation.3 1415Н/мІ)
8. Молекулы какого газа- азота или углерода – движутся быстрее при равных температурах? ( Углерода)
9. Концентрация молекул газа - 1013 EMBED Equation.3 1415м13 EMBED Equation.3 1415. Какую абсолютную температуру имеет этот газ, если он создает давление 1,38 МПа?( 1000К)
10.При какой температуре средняя кинетическая энергия молекул равна 4,14·1013 EMBED Equation.3 1415Дж? ( 200К)
11. Единица измерения абсолютной температуры.( К)
12. Температура газа 27єC. Какова средняя кинетическая скорость поступательного движения его молекул? ( 6,21·1013 EMBED Equation.3 1415Дж)





КАРТОЧКА №1



1,83·1013 EMBED Equation.3 1415
азот
кг/мі
9
1,38·1013 EMBED Equation.3 1415Дж/К

1013 EMBED Equation.3 1415
263К
0,02
К
2

3
1000К
-273єC
200К
4,14 ·1013 EMBED Equation.3 1415Н/мІ

Дж
0
41,4
13 EMBED Equation.3 1415
-283

373
4
углерода
-173єC
6,21·1013 EMBED Equation.3 1415Дж





КАРТОЧКА №2


4,14 ·1013 EMBED Equation.3 1415Н/мІ
263К
1,38·1013 EMBED Equation.3 1415
мі
1

6,21·1013 EMBED Equation.3 1415Дж
200К
0,001
-273єC
13 EMBED Equation.3 1415

2·1013 EMBED Equation.3 1415
углерода
-173єC
1000К
414

0
3
Дж
13 EMBED Equation.3 1415
283

373
1,38·1013 EMBED Equation.3 1415Дж/К
2
азот
К





ТРАФАРЕТЫ
Изготавливают их того же размера, что и карточки. Те окна, которые соответствуют местам расположения на карточках правильных ответов, на трафарете вырезаны. При проверке накладывается трафарет на карточку и в вырезах трафарета должны оказаться отмеченные учениками ответы.

ТРАФАРЕТ-1 для проверки карточек №1





Вырез


Вырез

Вырез


Вырез
Вырез
Вырез
Вырез
Вырез




Вырез




Вырез
Вырез
Вырез






ТРАФАРЕТ-2 для проверки карточек №2

Вырез
Вырез




Вырез
Вырез

Вырез
Вырез


Вырез
Вырез
Вырез



Вырез





Вырез


Вырез






5. Подведение итогов и задание на дом.
Решите задачи:
№1.Зная абсолютную температуру Т воздуха и давление р на различных высотах h стандартной атмосферы, найдите: 1) среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул Е ; 2) концентрацию n молекул; 3) плотность воздуха 13 EMBED Equation.3 1415 ; 4) среднюю квадратическую скорость V.



h, км
Т, К
p· 1013 EMBED Equation.3 1415,Па

0
288
101

0,5
285
95,6

1
282
89,9

2
275
79,4

5
256
54,0

10
223
26,5



№2. В баллоне вместимостью 10л находится газ при температуре 27С. Вследствие утечки газа давление снизилось на 4,2кПа. Какое число молекул вышло из баллона, ели температура осталась неизменной?

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Опорные конспекты)










ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Эталоны ответов)
Самостоятельная работа I вариант
№1.Сколько молекул воды содержится в капле массой 0,2г?



13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415
№2.В сосуде находится газ. Какое давление он производит на стенки сосуда, если масса газа 5г, его объем 1л, средняя квадратическая скорость равна 500 м/с?
13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415.
13 EMBED Equation.3 1415
Самостоятельная работа II вариант
№1.Определите массу водорода, взятого в количестве 1000 моль.
13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415
№2.Определите давление водорода, если средняя квадратическая скорость его молекул 800м/с, а его плотность 2,4 кг/мі.
13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415
Индивидуальные карточки:
I вариант
№1. Какой объем занимают 50 моль кислорода? ( Плотность кислорода 1,43 кг/мі).
Дано:
· = 0,2кг/моль,
· = 13600 кг/м3, v = 100 моль. Найти: V
Решение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ответ: V
· 0,0015 м3.


№2. Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1013 EMBED Equation.3 1415 мі.
Дано:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Найти: T
Решение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ответ: Т = 725 К.

II вариант
№1. Какую массу имеют 2·10Іі молекул азота?
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415кг.
№2. Определите температуру газа, если средняя кинетическая энергия поступательного движения его молекул 6,21·10-21 Дж.
Дано:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Найти: T
Решение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ответ: Т = 300 К.
III вариант
№1. Определите число атомов в 1мі меди. Молярная масса равна 0, 0635 кг/моль, плотность 9000кг/мі.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
№2. Определите концентрацию молекул водорода при давлении 100кПа, если среднее значение скорости теплового движения молекул равно 450м/с.
13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415кг
13 EMBED Equation.3 1415Па
IV вариант
№2. Какова скорость теплового движения молекул, если при давлении 250кПа газ массой 8кг занимает объем 15мі?
13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415Па.


№1. Плотность алмаза 3500кг/мі. Какой объем займут 10ІІ атомов этого вещества?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]












ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Задание для внеаудиторной работы)
Самостоятельная №1.






Самостоятельная №2.













Эталоны ответов
























Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native