Сочинение по картине как основа реализации межпредметных связей в работе над развитием речи


Сочинение по картине как основа реализации межпредметных связей в работе над развитием речи
Подготовительная работа по подготовке к написанию сочинения также имеет свои специфические особенности в зависимости от того, какой жанр живописи «ложится» в основу сочинения, какие цели и задачи решает педагог, а также каков возраст учащихся, с которыми проводится данная работа.
Рассмотрим пример подготовительный работы при обучении написанию сочинения с детьми младшего школьного возраста в процессе использования межпредметных связей русского языка и ИЗО с использованием технологии применения дидактических игр.
К концу обучения в младших классах обучающиеся на уроках изобразительного искусства начинают изучать достаточно трудный для них жанр – портрет. В этот период можно достаточно эффективно использовать подготовительные междисциплинарные виды работ, которые, с одной стороны, помогают освоить достаточно трудную для учащихся область изобразительного искусства, а с другой – знакомят их с упражнениями по развитию речи с использованием технологии дидактических игр на уроках русского языка, которые конструктивно вписываются в направление подготовки к написанию сочинения по картине (живописный портрет).
Особенность использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства состоит в том, что материал усваивается детьми непринужденно, характеризуясь высокой степенью запоминания, так как игра позволяет изобретать что-то новое, фантазировать, творчески подходить к решению возможных трудностей. Самое главное, что все это сопровождается возрастающим интересом детей к предмету и к процессу обучения в целом, развивает их учебно-познавательную активность.
Для поэтапной подготовки к усвоению материала по ИЗО и развитию речи с целью подготовки к написанию сочинения предлагаем использование следующих дидактических игр.
Игровая ситуация «Пародист».
ИЗО: Для изучения мимики лица и ее проявления при различных эмоциях педагог предлагает детям изобразить на лицах различные эмоции и состояния. Для этого к доске по желанию (так, чтобы все остальные видели могли анализировать) приглашается 5-6 человек. Далее педагог предлагает этим детям изобразить одновременно одну и туже эмоцию или состояние. Среди этих заданий педагог может попросить изобразить: грусть, веселье, задумчивость и пр. Ребята у доски одновременно изображают одну и ту же эмоцию.
Развитие речи: Ребята, находящиеся в классе, анализируют изменения: например, как направлены уголки губ, где появились складочки-морщинки, какие изменения произошли с глазами и т.д.
Можно предложить классу ответить на вопрос, у кого эмоция получилась более похожей на заданную или предложить ребенку, изображающему эмоцию, подкорректировать ее в мимике. Очень важно в данной игровой ситуации общение детей и высказывание собственных мнений, т. е своеобразный обмен опытом.
Эту же ситуацию можно обыграть по-другому. Например, педагог показывает детям у доски карточку, на которой написана заданная эмоция, состояние (если дети умеют читать) или говорит на ухо. Дети у доски пытаются изобразить эмоцию, дети в классе отгадывают, аргументируя свое мнение и также анализируют, у кого получилось наиболее похоже.
Эту же игровую ситуацию можно усложнить, предложив детям изобразить или угадать, а также описать более сложные состояния, такие как трусость, мечтательность, болезнь.
Игровая ситуация «Цвет и эмоции».
ИЗО: Педагог предлагает детям заготовленные на бумаге шаблоны силуэтов головы (можно использовать каких-нибудь героев (мультфильмов или сказок в шапочках или без). Одновременно предлагает детям краски. Цель игровой ситуации состоит в том, чтобы соотнести цвет и настроение (эмоцию) героя, для чего детям нужно раскрасить воображаемый портрет с условными обозначениями частей лица.
Развитие речи: Затем необходимо словесно охарактеризовать получившийся результат. Полезно, если дети будут обмениваться мнениями и попрактикуются в высказывании своей личной точки зрения, обосновывая и аргументируя ее.
Полезно будет поспрашивать детей, какие бы цвета они поиспользовали для раскрашивания грустного, веселого, злого «портрета».
Как вариант данной игровой ситуации можно в заготовленных шаблонах заранее изобразить схематично части лица, характеризующими различные эмоции.
Усложнить игровую ситуацию можно, предложив детям раскрасить шаблоны в более сложные эмоции и настроения (например, замкнутость, общительность т.д.).
Игровая ситуация «Интересный портрет».
ИЗО: В данной игровой ситуации педагог предлагает детям нанести на листок бумаги цветовые пятна (возможно двух, трех или нескольких цветов) и сложить листок пополам так, чтобы линия сгиба проходила, примерно, через середину цветового пятна. Далее лист разворачивается и детям предлагается попытаться «увидеть» в данном пятне какой-нибудь портрет, а после высыхания, обвести его контуры.
Развитие речи: В данной ситуации, педагогу нужно активно общаться с детьми, наталкивая их на мысль о том, что среди клякс и пятен можно увидеть глаз, рот и т.д. Важно, если ребенок (может с помощью сверстников или учителя) опишет настроение героя, его состояние (в зависимости от того, какие краски были выбраны).
Игровая ситуация «Оживи портрет».
ИЗО: Педагог предлагает детям рассмотреть, к примеру, несколько портретов. Затем просит нескольких ребят выйти к доске (по желанию) и сообщает, что ребята должны ненадолго преобразиться в художников. Далее формулирует задание: «нужно постараться воспроизвести данный портрет (у каждого ребенка он свой), т. е. с помощью мимики, взгляда и пр. передать на себе портретное сходство. Дети выполняют задания, класс наблюдает, анализирует, подсказывает.
Развитие речи: После изображения ребенком заданного портрета, педагог просит учеников рассказать в нескольких словах о чувствах, которые он испытал, изображая того или иного героя.
При данной игровой ситуации, дети на практике учатся узнавать и моделировать эмоции и состояния, передаваемые с помощью лица, а также проговаривать, в чем именно заключается то или иное эмоциональное состояние. Усложнить данную игровую ситуацию можно попросив детей составить небольшой монолог от имени изображаемого героя (например, о чем мог думать данный герой, судя по его лицу).
Используя дидактическую игру в контексте реализации межпредметных связей в преподавании русского языка и изобразительного искусства, педагогу необходимо наметить и отработать систему вопросов, обеспечивающих последовательность в дальнейшем описании живописного портрета, а также постараться помочь школьникам посредством использования игровой технологии раскрыть глубину содержания портрета, проявить тщательность анализа, акцентировать внимание на главном помогающем характеристике живописного портрета и передаче мыслеобраза в устной и затем в письменной форме.
Отрабатывая и формулируя вопросы педагог целенаправленной должен направлять учащихся в процессе игровых моментов на использование тех или иных лексических и грамматических средств, которые могут быть использованы для раскрытия темы будущего сочинения по картине. Также в процессе творческой игровой подготовки к написанию сочинения педагог анализирует возможный трудности употребления детьми в речи отдельных слов и выражений, а также построения предложений, намечая, соответственно, пути преодоления данных трудностей.