Трудности в работе над развитием речи у учащихся с недоразвитием психики


Трудности в работе над развитием речи у учащихся с недоразвитием психики.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребёнка, часто осложнённое недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Особенности речевого развития умственно отсталых детей проявляются не только в запаздывании речи, но и в её формировании.
Все эти особенности в речевом развитии создают большие трудности в овладении русским языком, в изучении его как предмета. Основная задача уроков русского языка коррекционной школе – не изучение грамматики, а коррекция и развитие речи.
Исследованиями, выполненными нашими учёными Н.И. Жинкиным, Н.А. Менчинской, Р.Е. Левиной, установлено, что у детей с нормальным интеллектом в дошкольном возрасте формируются фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Так они улавливают озвончение глухих согласных перед звонкими и замечают переход фонемы О в А в слабой позиции, в результате чего могут писать с ошибками «ТРОВА», «КОПУСТА». Это ошибочное обобщение, но и такого обобщения не в силах произвести аномальные дети. Из – за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дефекты произношения, грамматического строя, лексики, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребёнка грамоте.
Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует появлению у детей замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам.
По данным Г.А.Кана, М.А.Савченко, Р.А.Юровой среди обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 65% составляют дети с нарушением фонетической стороны речи: у детей могут отсутствовать в речи те или иные звуки, искажение звуков, смешение звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных.
Чуть меньше детей, страдающих фонетико – фонематическим нарушением, заиканием, алалией. У детей наблюдаются серьёзные недостатки в лексике. Их словарный запас беден и ограничен; они не знают значения большого круга слов, обозначающих абстрактные, родовые понятия (растения, инструмент), видовые понятия (клён, вяз) и т.п.
Более того, отдельные грамматические понятия вообще не употребляются (наречие, союзы, сложные предложения, причастия, деепричастия). Неправильное понимание и неточное использование слов – щироко распространённый недостаток в речи учащихся специальной (Коррекционной 0 школы VIII вида. Смешение слов, а отсюда их неточное употребление может возникнуть даже на основе фонетического сходства: батон – бутон. Для детей характерно сужение понятий слова: сквер – это место возле школы, север – только на карте и т.п.
Одно из специфических качеств лексической стороны – огромное различие между пассивным и активным словарём. Небольшой по объёму словарь учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида отражает примитивность их желаний, отсутствие желания знать больше.
Ещё сложнее протекает процесс овладения синтаксисом. Существенным недостатком являются: малая распространённость предложений, пропуск слов, словосочетаний, аграмматизм в построении предложений, нарушение порядка слов в предложении.
Умственно отсталые дети страдают и стилистической неграмотностью. У них несовершенна связная речь: нарушение полноты и развёрнутости высказывания, фрагментарность изложения, пропуск частей рассказа, сокращение количества действующих лиц и места действия, нарушение последовательности воспроизведения событий, хаотичность излагаемой информации, искажение содержания, поверхностное понимание контекстных связей.
Умственно отсталые дети могут не понять словесной инструкции, если она содержит несколько заданий несмотря на то, что каждое из них хорошо знакомо ученику. В результате они либо вообще не приступают к действию, либо сбиваются при выполнении.
Умственно отсталые дети затрудняются сформировать без посторонней помощи правило, которое являлось бы для них руководством к действию. Если даже это правило высказано, оно недостаточно регулирует его деятельность. Эту особенность надо обязательно учитывать в процессе обучения русскому языку.