Проектирование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в 3 классе.


Проектирование технологии продуктивного чтения
на уроках литературного чтения в 3 классе.
13 марта 2014 года в Комитете Государственной Думы по культуре состоялся круглый стол «Книга и чтение в культурном пространстве России». Представители профильных ведомств, руководители издательских домов и книготорговых предприятий, библиотекари, писатели обсудили вопросы состояния и перспективы развития литературы и чтения, доступности инфраструктуры чтения для россиян. Было отмечено, что Россия всегда считалась читающей страной, но в настоящее время молодые россияне читают всё меньше, а те, кто всё ещё проявляет интерес к чтению, отдают предпочтение массовой литературе, которая структурируется темами, а не именами.
Но ведь кем бы ни был современный человек он должен и обязан оставаться читателем, т. к. наше общество утопает в изобилии информации. Школьная практика подтверждает, что в досуге ребенка чтение художественной литературы занимает одну из последних позицию и не вызывает интереса. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.
Задача нас — как учителей не учить литературе, а увлекать ребёнка чтением, с первых классов читать вместе с ним, обсуждать прочитанное, так, чтобы они понимали, что книга – это часть их жизни. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать.
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, имеет ведущее значение и способствует формированию УУД, о которых говорится в новых стандартах.
Данная технология направлена на формирование универсальных учебных действий, о которых говорит нам ФГОС НОО.
Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию продуктивного читатения, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Цель данной технологии: формирование читательской компетенции школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию
прочитать книгу.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
(истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с
авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
В рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» я применяю технологию продуктивного чтения. Представляю вашему вниманию фрагменты уроков литературного чтения в 3 классе.
Борис Заходер «История Гусеницы»
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Фрагмент урока № 1.
Составьте из данных символов и букв фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать. @р?еwод)З.аzх (Заходер)
О ком или о чём произведения Б. Заходера? (Б.Заходер писал рассказы для детей о животных)
Рассмотрите иллюстрации и предположите о чем очередной рассказ этого автора. (Предположения учащихся)
Найдите слова со звёздочкой. (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон)Найдите значение в толковом словаре.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Фрагмент урока №2 («История гусеницы» продолжение)
Дети читают по цепочке отрывок рассказа.
- Что необычного в этой истории?
Почему Гусенице хотелось стать крылатой?
В какое время года началась эта история?
Вспомни самое начало «Истории Гусеницы. Сколько времени она длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста.
Ты можешь определить главную мысль этого отрывка?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Фрагмент урока №3
Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Рассказ)
Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? ()
Чем удивителен этот рассказ?
Что узнали, прочитав текст? (о превращении гусеницы в бабочку)
Леонид Пантелеев «Честное слово»
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Фрагмент урока № 1.
- Прочитайте слова и найдите лишнее (лживость, лицемерие, честность, неискренность)
- Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (человеческие качества)
- Почему вы так решили? Докажите.
- Объясните, как вы понимаете смысл слова «честность». (Дети сами дают определение, можно обратиться к толковому словарю)
- А вы обладаете этим качеством?
- Предположите, о чём мы будем читать произведение.
- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?
Определить… (Главную мысль произведения, его жанр)
Развивать…(Речь.)
- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.
А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Фрагмент урока №2
Понимал ли мальчик, что про него забыли? Найдите подтверждение в тексте.
Что он почувствовал, когда стемнело на улице? А что еще? Почему же он не ушел?
Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
Заслуживает ли мальчик такое серьезное отношение? Почему?
А что думает герой-рассказчик о будущем мальчика?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Фрагмент урока №3
- Какие испытания ждут впереди мальчика?
- Как он сумеет себя проявить?
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.