Статья с практическим применением Использование технологии продуктивного чтения в 1 классе( 1 класс)


Технология продуктивного чтения
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14 Шустова Н.В.
Чтение – это окошко, через которое дети видяти познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», « эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Я работаю по Образовательной системе « Школа 2100», где авторы программы очень подробно описывают данную технологию. Соответственно многое в своей работе использую из этой программы.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации  сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.Ставлю вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседао смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
Выполнение творческих заданий(составление диафильма, плана, иллюстрации и т.д.), которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Фрагмент урока чтения. Работа с текстом «Ох и Ах»
Тема урока «Знакомство с буквой Х»
 1) Работа с текстом до чтения.
-Каково произведение по жанру?
-Почему слова в заголовке написаны с заглавной буквы?
-Почему героев так могли назвать?
-Чье настроение ближе вам?
- Рассмотрите иллюстрацию, о чем будем читать?
-Чтобы до конца разобраться, давайте прочитаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
А)Чтение в парах, чтение комбинированное, чтение-слушание через игру«День-ночь»
После прочтения ответьте на вопрос:
- Одинаково ли они относятся к одному и тому же событию?
Б) Чтение вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения:
1 предложение.
-Почему так неопределенно говориться о времени и месте?
-Какие тексты так начинаются? (Сказки)
2 предложение.
-Правильные ли были предположения по поводу имен героев?
3 предложение.
-Какой характер у Аха?
4 предложение.
- Что узнали об Охе? Как это скулил?
5 - 7 предложение.
-Как вы думаете, чему радуется Ах?
8 - 11 предложение.
-Что не нравится Оху с утра? Какое у него настроение?
- Как надо читать реплику Оха?
12 -13 предложение.
-Можете ли предположить, кого работа испугает?
14 предложение.
- Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Как вы догадались?
15 - 16 предложение.
-Работает ли Ох? Чем он занят?
-Почему у него ноги зябнут?
17 -18 предложение.
-Почему радуется Ах, а Ох стонет?
-Кому живется легче?
19 предложение.
-Ответьте на вопрос текста.
3) Беседа после чтения.
- Какие братья по характеру, в чем особенность каждого?
- Где на иллюстрации Ах, где Ох?
- К какому фрагменту относится эта иллюстрация?
-С кем из них вы бы хотели дружить? Почему?
-Кому  из учеников лесной школы хотели бы дать совет? Какой?
-Оцените, как вы работали с текстом? ( по алгоритму)
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».