Мастер-класс «Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы»


Мастер-класс
«Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы»
Эта технология подходит не только учителям литературы, но и всем предметникам, желающим научить своих учеников видеть и понимать мир любой книги и любого текста.
Знакомство с технологией (теория)
Актуальность проблемы:
«Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская – автор технологии)

Этапы смыслового чтения (продуктивного)
- до чтения
-во время чтения
-после чтения
Фазы: прогнозирование текста, осмысление текста, его актуализация.
Ведущие принципы:
1) Принцип деятельности,
2) Комфортности,
3) Непрерывности.
Знакомство с технологией (практика):
Мотивация
Итак, представьте, что вы ученики 5 класса на уроке литературы.
Вам необходимо узнать, о каком произведении пойдет речь ( 2 слайда), на которых учитель «зашифровал» произведение и его автора
Давайте вместе сформулируем цели урока:
-познакомиться со стихотворением Есенина
-узнать через него о личности поэта
-узнать особенности стихотворения
-тема, идея
Первый этап - До чтения
(ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем будет текст, по его названию, чтению. к иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.)Стихотворение «Песнь о собаке»
-Итак, что вы знаете о С.Есенине?
-Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт
(слайд)
-Посмотрите на название произведения. Предположите, о чем оно? Каково его общее настроение? Какие события могут происходить?

Второй этап – Во время чтения
(Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст; делать выводы)
У каждого из вас на столе стихотворение, читать которое мы будем по строфам, к каждой строфе вы должны задать вопросы автору (по1-2), озаглавить каждую картину. (Работают в паре)
После прочтения первой строфы составление Толкового словаря , т.е. словаря непонятных для детей слов, аукцион: выбираются и записываются лучшие определения, сравнение с эталоном (слайд):
Песнь- то же, что и песня, о литературном произведении большого значения и большого творческого подъема (Ожегов)
Рогожи- грубая хозяйственная ткань, из которой изготовлялись кули, рогожные мешки (Википедия)
Ржаной- (рожь- злак, напр. ржаной хлеб) для ржи
Закут- (обл.). Хлев (сарай) для мелкого скота, а также чулан, кладовая в избе

Далее работа со строфами строится по алгоритму.
Алгоритм работы
-чтение строфы
-озаглавили ее, записали в таблицу
- задаем вопросы автору ниже таблицы
Дочитали до конца, получилось примерно следующее: «Рождение щенков», «Появление хозяина», «Бежала следом», «Дрожала водяная гладь», «Возвращение», «Месяц-щенок», «Глаза собачьи») На какие вопросы не ответили в ходе чтения стихотворения?Сюжет прост: хозяин утопил щенков.
Понравилось ли вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая его? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какие звуки вы услышали во время чтения? А каким цветом это было написано?
(заполнение таблицы)- слайд
№ Название Звук Цвет
1.
появляются очень тихо, 7 – счастливое число 2.
Звук языка, лижет, легкое
Шуршание, ласковое журчание воды
3. Молчание кур и петухов,
Шаги хозяина 4. Шорохи, скрип снега, всплеск 5. Скрип снега, шорох языка 6. Скулящий вой от горя и боли, затем разочарованное молчание 7. Возможно, тонкий звук падающей звезды, но снег все заглушает А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения.
Что можно сказать, глядя на эту палитру? Какие цвета связаны с образом хозяина? А с образом собаки и щенков?
Как вы думаете, почему поэт не показывает, как собака вернулась домой?
Третий этап- После чтения (беседуем и уточняем позицию автора. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.)-Прочитайте все стихотворение с учетом того, что поняли
- составить модель описания человека и собаки (слайд)
Выставка рисунков. (Можно попросить расположить их в соответствии с сюжетом. Рисунки получились прочувствованные, краски подобраны в соответствии с сюжетом) А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это стихотворение? (тема - о переживаниях, чувствах собаки–матери, потерявшей своих детей)
А от кого зависит судьба собаки? (от человека)
Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она состоит? (человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле) (слайд)
Если у человека нет возможности ухаживать за животным, что он может сделать? В Благовещенске есть приют для животных, сайт (слайд)
Прошла акция, а вырученные средства направлялись на поддержку бездомных животных
Мы в ответе за тех, кого приручили!
Рефлексия (на выбор учителя)
Спасибо за внимание!