Урок географии на тему: Рельеф России

Муниципальное казенное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2 Октябрьского муниципального района Волгоградской области






Открытый урок географии
в 8 классе


«РЕЛЬЕФ РОССИИ»
















Учитель географии
Кучерова Н.В.
Тема «Рельеф России»
(8 класс, обобщающий урок)

Цели:
- повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России»
- развивать познавательный интерес к предмету географии
- Расширить кругозор учащихся, навыки коллективной работы.
- Воспитывать интерес к предмету.

Задачи урока:
- Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России.
- Способствовать развитию умений учащихся сопоставлять основные формы рельефа со строением литосферы;
- Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой.

Оборудование: физическая карта России, компьютер, мультимидийный проектор, экран, атлас, карточки.


Ход урока

Организационный момент

Слайд 1.
Обобщение темы «Рельеф России». Ученики записывают тему урока в тетрадях.

Разнообразна и неповторима природа России. Страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. В течение нескольких уроков мы изучали тему «Рельеф России». Я надеюсь, что она была для вас интересной и вам пригодятся знания, полученные на этих уроках.
Слайд 2.
Цели: - повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России»
- развивать познавательный интерес к предмету географии

Цель нашего урока: повторить и закрепить знания по изученному материалу.
Рельеф это совокупность всех неровностей земной поверхности.
С этими неровностями, маленькими и большими, легко- и труднопреодолимыми, человек сталкивается практически ежедневно. В ходе своей хозяйственной деятельности он их засыпает, выравнивает, преодолевает, украшает, а порой и Равнины России создает новые.

Формы рельефа различаются по своей величине. В зависимости от нее они оказывают разное природное и хозяйственное воздействие. Рельеф России очень разнообразен.

На ее территории расположены и гора Эльбрус (5642 м), и Прикаспийская низменность (27 м над уровнем моря), Кавказские горы, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

Сегодня мы с вами проведем урок – путешествие по горам, равнинам, плоскогорьям, хребтам России. На нашем уроке присутствует три группы рельефа России.

1 группа – горы
2 группа – равнины
3 группа – плоскогорье

Ваша задача переходить от станции к станции. На каждой станции вас ждет задание, так что скорость вашего передвижения будет зависеть от правильности ответов на задания.

Какая группа правильно ответит на вопрос, той группе предоставляется первыми начать представление своей группы.

- Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют? ( Горы и равнины )
- Как различаются горы по высоте? ( Высокие, средние, низкие )
- С чем связаны эти различия? ( Геологическое строение )

Итак, устроим перекличку готовности команд.

Слово предоставляется 1 группе, 2 группе, 3 группе.

Проверка знаний 1 станция – Географический диктант
Письменная проверка знаний.
Слайд 3.
Географический диктант
1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется (геология)
2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это (эры)
3. Самая древняя эра - (архейская)
4. Мы живем в эру новой жизни (кайнозойскую)
5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется (геохронологическая)
6. Самые молодые горы образовались в (альпийскую складчатость)
7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется (тектоническая)
8. Выход на поверхность фундамента платформы (щит)
9. Древние устойчивые участки земной коры называются (платформы)
10. Молодая платформа ... (плита)

Слайд 4.
Распределите компоненты природы в два столбика:

Платформа, щит, горы, возвышенности, кряж, низменности, плита, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Евроазиатская плита, Балтийский щит, Алтай, складчатый фундамент, осадочный чехол.
Формы рельефа
Внутреннее строение

Горы, возвышенности, кряж, низменности, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Алтай
Платформа, щит, Евроазиатская плита, Балтийский щит, складчатый фундамент, осадочный чехол



Слайд 5.
Установите соответствие между вершинами и названиями гор:
г. Монблан хр. Черского
г. Эльбрус горы Алтай
г. Победа Кавказские горы
г. Народная Восточный Саян
г. Мунку-Сардык Уральские горы
г. Белуха
Что лишнее? Объясните почему?

г. Монблан хр. Черского
г. Эльбрус Алтайские горы
г. Победа Кавказские горы
г. Народная Восточный Саян
г. Мунку-Сардык Уральские горы
г. Белуха
Лишнее: г. Монблан (Альпы, за пределами России)

Устная проверка знаний.
А) Заочное путешествие по карте (проверка номенклатуры). Один учащийся работает у карты. Читаю рассказ, учащийся показывает маршрут путешествия по карте и называет пропущенные в рассказе объекты номенклатуры:
«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Норильск. Через несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы совершим путешествие по Сибири.
Рано утром мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте хребты (плато Путорано), слева и впереди расстилались заснеженные просторы (Северо-Сибирской) низменности. Через несколько дней пути мы увидели впереди на правом берегу реки (Лены) горный хребет (Верхоянский). Перевалив по удобному перевалу, мы вступили на просторы (Яно-Индигирской) низменности, которые за долиной реки (Индигирка) переходят в (Колымскую) низменность.
Повернув на юг, мы подошли к хребту (Черского), где находится самая высокая вершина Восточной Сибири – гора (Победа).
Перевалив через хребет, мы сделали остановку в городе (Оймяконе), который считается полюсом холода северного полушария. Отдохнув, мы отправились в путь к великой сибирской реке Лене, на берегу которой расположен город Якутск. От Якутска мы отправились к станции Усть-Кут. Проезжая на поезде, мы любовались пейзажами (Среднесибирского) плоскогорья».

Слайд 6.
Б) Определите, какие формы рельефа находятся на территории России:
Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи, Алтай, Чукотское нагорье, Саяны, Карпаты, Анды, плато Путорана, Алданское нагорье, горы Бырранга, Кордильеры, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Срединный хребет, Прикаспийская низменность.
Альпы – Европа, Гималаи – Азия, Карпаты – Европа, Анды – Южная Америка, Кордильеры – Северная Америка.

Слайды 7 – 8.
В) Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
«Третий лишний»:
Землетрясение, вулкан, сели (землетрясение, вулкан -тектонические движения, сели – бурные грязекаменные потоки)
Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)
Кайнозой, юрский, меловой (кайнозой – эра, юрский и меловой периоды)
Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)
г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)
щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)
овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа – деятельность ветра)


Слайд 9.
Г) Установите соответствие:
Мезозойская складчатость, кайнозойская складчатость, Сибирская платформа, Западно-Сибирская плита, Восточно-Европейская платформа, каледонская складчатость, герцинская складчатость.
Формы рельефа

Структурные элементы земной коры


Восточно-Европейская равнина
Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская равнина
Западно-Сибирская плита

Среднесибирское плоскогорье
Сибирская платформа

Уральские горы
герцинская складчатость

Кавказские горы
кайнозойская складчатость

Чукотское нагорье
мезозойская складчатость

Верхоянский хребет
мезозойская складчатость

Западный Саян
каледонская складчатость



Слайды 10.
Д) Распределите формы рельефа по группам, в зависимости от рельефообразующих процессов: тоннели, овраги, барханы, речная долина, дюны, каналы, пещеры, морены, карьеры, терриконы, бараньи лбы

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
морены овраги барханы тоннели
бараньи лбы речная долина дюны каналы
пещеры карьеры
терриконы
Экзогенные факторы – это процессы, происходящие под влиянием текучих вод, реки, ледники, сели, ветра.
Ледник сглаживал скалы и царапал склоны гор. Образовались округлые скалы – «бараньи лбы», а скопление «бараньих лбов» называют курчавыми скалами. Дойдя до южной границы, ледник таял, образовал из принесенного рыхлого материала (щебень, гравий, песок, глина ) холмы, эта смесь разнообразных горных пород получила название – морены.

Терриконы – конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте. Или – искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений полезных ископаемых (обычно угля)

Слайды 11 – 13..
Е) Определите: О какой территории идет речь?
Задание №1: «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии». (Восточно-Европейская равнина)
Задание №2: «Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении». (Уральские горы)

Задание №3: ««Древние горы, занимающие большую часть одного из северных полуостровов России. Простираются субширотно на 1100 км. Район древнего вулканизма. На востоке расположены ледники». (горы Бырранга)

Задание №4: «Это самое крупное из гонных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Это высокие молодые горы». (Кавказские горы)

Задание №5: «Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот». ( Западно – Сибирская равнина )

Задание №6: «Обширное плоскогорье в центральной части Азии. На юге граничет с горами Восточного Саяна, на западе – с Западно – Сибирской равниной, на севере и востоке – с Северо –Сибирской низменностью». (Среднесибирское плоскогорье)

Слайды 14.
Ж) Географическое лото «Знаешь ли ты?».

Один учащийся выбирает фишки с номером вопроса, учащиеся отвечают.
Вопросы:
Высочайшая вершина Урала (г. Народная)
Самое низкое место на территории России (Прикаспийская низменность)
Горный хребет на правом берегу рек Амур и Уссури (Сихотэ-Алинь)
Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)
Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)
Горы на Кольском полуострове (Хибины)
Минералогический заповедник на Южном Урале (Ильменский)
Хребет на западном побережье Охотского моря (Джугджур)
Крупнейшее месторождение железной руды в России (Курская Магнитная Аномалия, площадь - 120 тыс. км, на территории Курской, Белгородской и Орловской областей России.)
Самая высокая вершина Сахалина (г. Лопатина)
Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)
Крупнейшее месторождение калийных солей в России (Соликамское)
Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)
Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)
О каком полезном ископаемом говорят «черное золото» (нефть)
Подведение итогов
Вы все сегодня хорошо поработали, и я надеюсь, что те знания, которые вы продемонстрировали на уроке, надолго сохранятся в вашей памяти и пригодятся в жизни.
Рефлексия
Я, предлагаю вам от каждой группы наклеить листок с изображением одной из нарисованных фигур, то есть ваше состояние после урока.
Домашнее задание
Слайд 15. Составить кроссворд с ключевыми словами «Рельеф России»























Радость Разочарование




















Уныние
человек

ветер

текучие воды

оледенение

Экзогенные факторы



15