Тема урока Основы молекулярно-кинетической теории. Температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы


Тема урока:

"Основы молекулярно-кинетической теории.
Температура.
Уравнение состояния идеального газа.
Газовые законы"





Учитель физики и математики: Семкина И.А.





2014-2015 учебный год

Тип: обобщения и систематизация знаний, повторения по теме “Основы МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы”.
Вид: урок-эстафета
Цели:
закрепить у учащихся навыки решения задач;
в игровой соревновательной форме проверить знания формул, знания графиков изопроцессов и законов их протекания;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; развивать коммуникативные способности;
расширить кругозор учащихся в области истории физики и жизни ее творцов.
Задачи:
*Образовательные:
выявление уровня усвоения данного материала;
формирование познавательных умений через решение различных ситуаций;
формирование умения группировать материал по указанным признакам.
*Воспитательные:
подчеркнуть ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне обобщения;
способствовать воспитанию трудовых навыков; физической сноровки;
продолжить воспитание личностных качеств: взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность.
*Развивающие:
сформировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения.
Оборудование: плакаты, задачи, формулы.
Эпиграф к уроку: “Хитрые люди презирают знание, простаки удивляются ему, мудрые пользуются им” (Т.Маколей)
Плакат:
Пусть кипит работа, Сложны соревнования. Успех решает не судьба, А ваши знания!

Ход урока
Учащиеся класса разбиваются на 3 команды, равные по силам (каждому участнику присваивается порядковый номер), заполняют заявку на участие в эстафете, где указывают фамилию, имя участника и его порядковый номер. На бланке этой заявки учитель в течение урока проставляет баллы, заработанные каждым игроком на отдельных эстафетах.

I. Вступительное слово учителя
Орг. момент;
Оглашение эпиграфа;
Оглашение цели урока;
Оглашение плаката;
Объяснение правил проведения эстафеты.
II. Эстафета
Первая эстафета “Восстанови формулу”
На доске написаны формулы; учащиеся из каждой команды выходят к доске и вместо вопросительного знака записывают физическую величину. Каждая правильно записанная формула 2 балла. Эстафетная палочка мел. Побеждает та команда, которая быстро и правильно восстановит все формулы.
Вторая эстафета “Ты Бойлем можешь и не быть, но знать изопроцесс обязан!”
Каждой команде выдается листок, на котором нарисованы графики изопроцессов; передавая листок эстафетную палочку, ученики письменно называют все изопроцессы, изображенные на листке. Нечетные номера выполняют задания под нечетным номером, четные под четным. Один процесс один балл. По окончании работы учащимися все изображенные изопроцессы озвучиваются.
Третья эстафета “Изменяем координаты”
Задача участников эстафеты: перечертить предложенные графики в другой системе координат: нечетные номера чертят в координатах VT, а четные в координатах РТ. По окончании работы учащиеся сравнивают свое выполненное задание с графиками, изображенными на доске. За правильно выполненную работу по три балла.
Четвертая эстафета “Одна на всех!”
Каждой команде выдается задача, которую необходимо решить и объяснить для учащихся из других команд. За правильно выполненную работу пять баллов.
Пятая эстафета “Историческая”
Учащимся предлагаются вопросы о жизни и открытиях великих ученых, творцов газовых законов. Эта эстафета посвящается Бойлю, Мариотту, Гей-Люссаку, Шарлю. Номер вопроса соответствует номеру учеников, которые имеют право ответа.
III. Подведение итогов урока
Победителю урока-эстафеты вручается медаль “Гигант науки!”, он зарабатывает две пятерки. Остальным учащимся оценки выставляются в зависимости от набранных баллов.
IV. Домашнее задание §24-36

Заголовок 1 Заголовок 215