Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО»


Лисицкая Линина Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин
муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
г. Муравленко
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО»
Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных для изучения в детских музыкальных школах.
Вопрос о выживаемости предмета стоит как никогда остро. В современных условиях содержание учебного предмета и методика преподавания должны постоянно доказывать свою многостороннюю эффективность. Поэтому главный вопрос - как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и востребованным новым поколением учащихся? Вот здесь и может помочь новая технология средств обучения. С помощью синтезаторов, компьютеров, караоке, фонограмм можно не только разнообразить формы работы на уроке, но и пробудить интерес к предмету не только у учащихся, но и у самих преподавателей.
Еще полвека назад А. Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиально важные условия успешной работы педагога-сольфеджиста:
«Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио ввиду непременной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые практически-действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена.» [2. 22]
Для начала попробуем представить себе среднестатистического ученика музыкальной школы начала XXI столетия. Снабжённые мобильными телефонами, плеерами, они мало похожи на нас самих в детстве. А дома их ожидают компьютеры и синтезаторы, заменяющие им книги. Благодаря новым технологиям, используя неограниченные возможности интернета, ребенок может получить доступ практически к любой информации, в том числе музыкальной.
Буквально за несколько лет школа «подсела» на новые образовательные технологии, включая информационные. Компьютер в классе стал привычным. Наверное, пришло время выяснить, какие требования следует предъявлять к уроку в музыкальной школе. Что нужно использовать на уроках, а что нет, чтобы отношение к музыкальным дисциплинам не были негативными, специфика их преподавания должна существенно меняться.
В центре внимания появляются различные инновационные методики, интерактивные программы, современные технологии. Конечно, можно обойтись и без компьютера, но с ним интересно не только ученику, но и преподавателю, хотя и доставляет последнему лишние хлопоты. Но ведь инновации - это обозначение новых целей и простор для фантазии. Хотя придётся хорошо потрудиться, чтобы освоить компьютерные программы. Интерактивное оборудование - неотъемлемая составляющая урока в современном общеобразовательном заведении, а также перспектива, к которой стремятся учреждения дополнительного образования, в том числе музыкальные школы. Качество теоретической подготовки учеников давно является важным показателем уровня музыкальной школы.
Хорошим подспорьем на уроках сольфеджио может стать пение известных детских песен с караоке. Диски сегодня доступны, например серия «Караокемания» предлагает продукцию и для малышей с мульти - караоке и детские популярные песни для детей постарше. Пение с караоке -это не просто развлечение, ведь спеть с «минусом» чисто и ритмично тоже не просто. Минусовая фонограмма помогает вырабатывать чистоту интонации, ритмичность, четкость и выразительность исполнения. Это и помогает в развитии слуха. Конечно, всё это требует обстоятельной методической работы. На основе пройденных песен можно давать учащимся различные задания с разной степенью сложности.
Для старших учащихся есть российская программа «Караоке сольфеджио» на основе популярной классической музыки, например методика В. Кирюшина - пение мелодических примеров различной трудности под «минус» с нотными примерами, которые соответствуют программе по сольфеджио для ДМШ.
В наших школах стали появляться и интерактивные доски. Это не просто большой телевизор, это огромный выбор материала, его применение, причём дети могут многое делать и сами, а какой простор для творчества! Прежде всего, широкие возможности разнообразной и эффективной работы с классом на современном уровне. Программное обеспечение интерактивных досок позволяет преподавателю создавать собственные наглядные мультимедийные ресурсы и использовать специально разработанные готовые уроки.
2799080261620 Пример№1
Например, при изучении длительностей можно использовать яркие картинки. Дети прохлопывают слова со слайда, выбирают нужный ритмический рисунок, и сами обводят стилусом нужную картинку, которая соответствует ритмическому рисунку.
276098024765 Пример №2
Конечно, прежде чем учить детей с использованием ИКТ, проверять на практике эффективность обучения, надо самому хорошенько осваивать всю эту технику.
Как продукт для подробного знакомства - российская программа «Музыкальный класс» предполагает самое первое знакомство детей с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония".
2760980308610 Пример №3
Все разделы, а их семь,
познакомят учащихся с музыкальными звуками
с нотным письмом, длительностями нот, с музыкальными размерам, гаммами, интервалами и всем тем чему нужно научиться в младших классах и всё это в интересной игровой форме, помогут преподавателю не только пробудить интерес к музыке, но и разнообразить урок и сделать его познавательным и интересным.Таким образом “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.
2787650282575 Пример №4
Ещё одна интересная обучающая программа «Школа музыки» Обучающая игра для детей 4-8 лет. Домовенок Бу и девочка Бунька приглашают вашего ребёнка в настоящую музыкальную студию!
В предложенных конкурсах реализованы разные механизмы обучения: ребенок запоминает предложенные звуки, сравнивает несколько звуков и находит нужный по высоте и длительности, соотносит звуки с нотами-знаками, учится по нотам воспроизводить звуки.
Очень интересная развивающая компьютерная игра для младших школьников «Круглая компания», «Смешарики» предоставляет для нас возможность изучения нового материала, а именно нотной грамоты, с помощью игры-задачи, где целью игры является познакомить ребенка с нотами и развивать музыкальный слух.
2722880283845 Пример №5
Данную игру хорошо использовать для обучения нотной грамоте младших школьников 1-2 класса.
Есть игры и для учащихся средних классов.
Компьютерная развивающая игра «Дракоша в мире музыки» от издательства «Media-Сервис 2000» используется для обучающихся 3-4 классов.
2806700379730 Пример №6
Анимированный герой не только рассказывает детям все о различных музыкальных инструментах и композиторах,
но и готов дать уроки игры на фортепиано, не прочь поиграть в «Угадай мелодию» и спеть знакомые детские песенки. Все полученные знания можно проверить с помощью тестов, которые даются в каждом разделе игры. И таких программ и интерактивных игр и пособий можно найти в всемирной сети, было бы желание. Конечно. это не заменит кропотливой работы над слухом, ритмом и интонацией на уроке, поможет разнообразить урок и заинтересовать детей.
Инновация- это реформаторская смена дидактических позиций. Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и понимать классическую музыку. И хотя они знают компьютер лучше нас, и от преподавателя требуется самостоятельная работа по освоению электронных методических ресурсов. Этого не избежать, ведь за компьютером не просто будущее, а самое что ни на есть настоящее.
Используемая литература
1. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике книга 1: Стратегии и методики. – М, Издательский дом «Классика –XXI», 2007.
–128 с.
Берак, О.В. Как преподавать сольфеджио в XXI веке,/ Берак О.В., Красева, М.В./– М.: Издательский дом «Классика –XXI», 2006.–224 с.
Горюнова, М.А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе /Горюнова, М.А. Семёнова Т., Солоничева М./ Под общ. ред. М.А. Горюновой . – СПб.: БХВ – Петербург, 2010–336с.
Шафрин, Ю.А. Информационные технологии: В 2ч.Ч2: Офисная технология и информационные системы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 336с.