Статья Особенности разработки адаптированных образовательных программ в профессиональных образовательных организациях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Давыдова М. Г.
Особенности разработки адаптированных образовательных программ в профессиональных образовательных организациях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Давыдова Марина Геннадьевна,
мастер производственного обучения,
преподаватель специальных дисциплин
профессиональной подготовки по профессии "Маляр"
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
"Ирбитский политехникум" (ГАОУ СПО СО "ИПТ")
В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная ор- ганизация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. 
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц( ст. 2. ФЗ № 273 от 29.12.2012).
Следует отметить, что АОП должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Разрабатывается АОП самостоятельно образовательной организацией с учетом психофизических особенностей обучаемых и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Проектируются необходимые структурные составляющие АОП и определяются временные границы освоения АОП, указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
Содержание АОП должно включать в себя наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
Профессии "Маляр" могут обучаться следующие категории лиц с ОВЗ слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Какие же психофизические особенности этих обучающихся следует учитывать при разработке программ?
В подростковом периоде у слабослышащих детей возникают трудности между эмоциональным состоянием человека и порождающими их жизненными ситуациями. Есть проблемы в овладении словесно-логическим обобщением, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. В этот период жизни наблюдается значительное развитие понятийного мышления. Физически  показатели  уровня двигательной подготовленности гораздо ниже уровня двигательной подготовленности  обычных детей. Для  глухих   и   слабослышащих   обучающихся   характерны   недостаточно точная координация, неуверенность в движениях, трудность сохранения статического и динамического равновесия,  низкий уровень развития силовых качеств  (особенно  статической  и силовой выносливости, а  также  силы  основных  мышечных  групп  - сгибателей и разгибателей), замедленная скорость обратной реакции.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
Развитие личности с таким заболеванием часто сопровождается инфантилизмом, проявляющимся в виде повышенного интереса к детским играм, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости. Нередко встречается повышенная самооценка, эгоцентризм, в связи с чем часто возникают конфликтные ситуации. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется и формируются характерологические особенности тормозного типа.
В связи с этим следует отметить, что разработка адаптированных программ должна поддерживаться введением в вариативную часть образовательных программ профессиональной подготовки адаптационных дисциплин, которые предназначены для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, например, «Основы интеллектуального труда», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Психология личности и профессиональное самоопределение», "Коммуникативный практикум»… Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обусловливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.дТак в образовательном процессе рекомендуется использование социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися (слушателями), создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, например, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально. В качестве способов развития и оценки компетенций, в формировании которых участвует данная учебная дисциплина, эффективно использование творческих заданий, метода проектов, игровых методов обучения, метода анализа конкретных производственных ситуаций, балльно-рейтинговой системы и др.
Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья нужен входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Текущий контроль успеваемости проводится на практических занятиях и лабораторных работах, а также в ходе выполнения индивидуальных работ и домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования. Текущий контроль позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме контрольных заданий. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). Стоит предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на контрольные задания. Можно проводить промежуточную аттестацию в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определит преподаватель с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Особое значение при адаптировании образовательных программ имеет использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека, например, обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности, следить за каждым их действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, проведения семинаров, выступления с докладами и представления выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
Адаптированная образовательная программа может реализовываться как для академической группы обучающихся, так и индивидуально, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана с увеличением при необходимости срока получения образования.
Повышению эффективности внедрения адаптированных образовательных программ инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать сетевая форма их реализации на базе образовательных организаций, обладающих необходимым материально- техническим обеспечениям, а также имеющих опыт обучения обучающихся - инвалидов и обучающихся (слушателей) с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях профессиональной образовательной организации может осуществляться либо по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся по профессиональной подготовке, либо в условиях образовательной организации (группы) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. - образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Статья 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).