«Использование нетрадиционных методик и приёмов во внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»


51435-52070Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2»
«Использование нетрадиционных методик и приёмов во внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателя
Антоновой Л.Ш.
00Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2»
«Использование нетрадиционных методик и приёмов во внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателя
Антоновой Л.Ш.

Хотелось бы поделиться опытом по использованию некоторых видов арт –терапии в своей работе с детьми.
Начать хочется с небольшой притчи.
Cпор ветра с солнцем.
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.
Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.
Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. 
Солнце сказало Ветру: «Всего можно добиться добром и лаской».

Вот так и мы в своей работе для предупреждения и устранения эмоционального дискомфорта, приступов агрессии, коррекции и профилактики поведенческих отклонений, сглаживания конфликтов пытаемся согреть ребенка заботой и вниманием, помочь ему раскрепоститься, проявить свои творческие способности, избавиться от негативных эмоций.
Для достижения этих целей я использую приёмы арт – терапии, достоинством которой является «язык» визуальной и пластической экспрессии.
Чаще всего мной используется изотерапия.
Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать.
Изотерапия является одним из наиболее распространенных видов арт-терапии – это лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Арт – терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:
краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;
природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
для лепки - глина, пластилин, специальное тесто;
бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Одно из направлений арт-терапии - фрактальное рисование. Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. Авторы метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Методу фрактального рисунка уже более 20 лет.

Необходимые инструменты:
набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков;
лист ватмана формата А4;
шариковая ручка черного или темно-синего цвета.
Технология рисования:
Лист перед собой расположить по горизонтали.
Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.
Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов круговых форм, петлеобразных форм.
Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.
Если, открыв глаза, вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.
При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.
Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно.
Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.
Существует такой вид арт – терапии, как упражнения с чернильными пятнами. Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.
Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, мы увидим симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Задача ребенка – применить фантазию и увидеть в полученном изображении конкретные образы.

На основе теста Роршаха возникла такая методика изотерапии, как кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса, которую можно дорисовать или разогнать по листу струей воздуха (с использованием коктейльной трубочки), веревочкой, ватной палочкой. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими. Много методических разработок и рекомендаций есть у Давыдовой Г.Н., Никитиной А.В., Комаровой Т.С., Лыковой И.А.
Большой плюс кляксографии с трубочкой в том, что в процессе работы ребёнок выполняет ещё и дыхательные упражнения.

Преимуществом двух вышеописанных методик является то, что они не служат психодиагностическим тестом, а являются самостоятельными приемами арт – терапии. Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам: 
характер линии; 
размер и конфигурация рисунка; 
размер и конфигурация ячеек; 
цветовая гамма рисунка, отдельные доминирующие цвета и оттенки. 
Так же в работе с детьми я часто использую игровую терапию.
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. 
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.Основные задачи игровой терапии таковы:
облегчение психологического страдания ребенка;
укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
развитие способности эмоциональной саморегуляции;
восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Для предупреждения и устранения причин эмоционального дискомфорта мной используются следующие виды игр:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
2. Коммуникативные игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, обучающие умению сотрудничать.
3. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
4. Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации и рефлексии.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение.
Цели: снятие психологического напряжения, развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: воспитатель показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды, огорчения и переживания. Всё это вы можете написать или нарисовать на листочке бумаги. Тот, кто не умеет писать и рисовать, может прошептать все свои переживания над листочком и дунуть на него, таким образом перемещая эти переживания на бумагу. Сложите листы и положите их в коробку. Теперь мы заклеим её, чтобы ни одна неприятность не выбралась наружу, и выбросим. И как только эта коробка исчезнет из нашей группы, вместе с ней исчезнут и наши переживания».