Работа по коррекции недостатков в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы в процессе образовательно — воспитательной работе


Дети с ограниченными возможностями здоровья - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от всей общей детской популяции. У детей с ОВЗ имеются существенные отклонения в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают, безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Неумение контролировать свои эмоции, управлять гневом и правильно общаться с людьми приводит к ярким вспышкам агрессии к окружающим ребёнка людям (педагогам, воспитателям, сверстникам) в школе – интернате и за его пределами. Такие дети становятся в своей агрессии очень опасны. Они могут причинить вред здоровью окружающих в данный момент, используя любой предмет под руками, царапаться, кусаться, кричать. В этот момент от педагога, оказавшегося рядом, требуется огромное терпение и опыт. Важно знать и уметь, как вывести ребёнка из создавшейся ситуации так, чтобы он успокоился и перестал причинять вред жизни и здоровью других людей. От педагога требуются участие, душевный такт, установка на одобрение, эмпатию, искренность.
На начало учебного года в 1 класс поступило 9 человек, из них 7 мальчиков, 2 девочки. Одним из основных направлений воспитательной работе за истекший период были:
-изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка;
-формирование органов самоуправления;
-формирование активной творческой личности;
-повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса;
- сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- коррекция недостатков интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы в процесс образовательно-воспитательной работы;
-укрепление связи с родителями, организация взаимодействия семьи и школы, приобщение родителей к воспитательному процессу;
- создание условий для достижения оптимального уровня воспитанности обучающихся.
Вся воспитательная работа строилась с учётом прав воспитанников, их индивидуальных особенностей, тактичности оценки, обеспечения ситуации успеха, контролируемого доверия и коррекции, развития личности обучающихся. Основной задачей в 1 классе являлось приучение детей жить в коллективе, подчинять интересам коллектива, а также воспитание дисциплины.
Степенко Максим пришёл из детского сада, он является вторым ребёнком в полной семье. Отношения в семье удовлетворительные для развития и воспитания ребёнка. Своё поведение и эмоции не контролирует. Ему свойственны быстрая смена настроения, тревожен и крайне чувствителен ко всему, что с ним происходит, раздражителен, часто плачет, импульсивен, упрям. Ребёнок не может сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается на внешние раздражители. У него гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу. Работа: ежедневные беседы – пятиминутки на каждом режимном моменте.
Цемин Денис пришёл из Наголенской средней школы по окончании 1 класса, не посещал детский сад. Ребёнок спокойный, добрый, добросовестный. Денис не может адекватно оценить результаты собственной деятельности. Агрессии не проявляет.
Виноградов Роман пришёл из средней общеобразовательной школы № 1 по окончанию 1 класса. Воспитывается в неполной семье, проживает с бабушкой и дедушкой. Эмоционально уравновешен, самооценка занижена. В классе с ребятами дружит , неконфликтен, часто организовывает детей, любит руководить детьми, хочет быть лидером, хотя в классе является командиром и у него это получается.
Воронкова Анастасия пришла из Шелаевской средней общеобразовательной школы по окончанию 1 класса. Воспитывается в неполной семье, живёт с мамой. Анастасия хорошо адаптировалась в школе. Девочка эмоциональная, вспыльчивая, очень обидчива. Умеет занять себя, может организовать деятельность детей. Охотно берётся за любую предложенную работу, но когда сталкивается с трудностями - отказывается от попыток выполнить намеченное.
Махнырь Кирилл пришёл из Погромской средней общеобразовательной школы Волоконовского района по окончанию 1 класса. Воспитывается в неполной семье, проживает с мамой, бабушкой и младшим братом. Отношения в семье удовлетворительные для развития и воспитания ребёнка. В классе быстро вжился в коллектив, чувствует себя комфортно: общается, играет, дружит.
Каверин Владимир пришёл из средней общеобразовательной школы № 4 г.Валуйки. Воспитывается в полной, благополучной семье, проживает с папой и мамой, гиперопека мамы. Мальчик дружелюбный, эмоциональный, легко идёт на контакт. Характер неустойчивый, обидчивый, беспокойный (в отсутствии мамы).
Медведев Денис пришёл из детского садика. Мальчик общительный, невнимательный, рассеянный, плаксивый. Часто обижает Максима Степенко
Физическая агрессия. Казанцев Кирилл пришёл из социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних во имя святой блаженной Ксении Петербургской. До этого обучался в 1 классе Горской средней общеобразовательной школы. Воспитывается в многодетной семье, проживает с мамой и меньшими братьями. Ребёнок трудно адаптировался: тяжело входил в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, упрям. На замечания проявлял негативизм, игнорирование, преобладала частая смена настроения. Он мог высвобождать свои чувства с помощью плача, крика. Как утверждают психологи - эта мера очень эффективна и полезна. Основной причиной проявленной агрессивности - стремление быть главным, стремление получить желанный результат.
Физическая агрессия. Семенихина Ангелина с нарушением эмоциональной сферы. Она обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекается на занятиях, вообще не дисциплинирована, повышенный уровень неадекватного поведения. Эта девочка может обидеть другого ребёнка, не всегда выполняет нормы и правила поведения, не реагируют на замечания и требования взрослых. Основной причиной проявленной агрессивности - стремление быть главной, стремление получить желанный результат, стремление привлечь к себе внимание.
С обучающимися 1 класса Степенко М., Казанцевым К. , Семенихиной А., Медведевым Д. малый педагогический коллектив совместно с педагогм – психологом Шишкиной С. А. была проведена индивидуальная работа по коррекции агрессивного поведения, направленная на усвоение иных форм поведения, чтобы дети постепенно осознавали свою агрессию (неправильное поведение), а потом учились частично ее контролировать. Основной причиной проявленной агрессивности - стремление быть главным, стремление получить желанный результат.
Проделанная индивидуальная работа:
Ежедневные беседы – пятиминутки на каждом режимном моменте.
Ежедневна работа с педагогом – психологом.
Игровые занятия, которые противодействовали агрессивному поведению в школе. Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей, Ребенок вынужден подчиняться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушить игру. (например: Игра «Зоопарк». (Раздаются карточки, на которых нарисованы различные животные. Должны: во- первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного. А во-вторых, услышать, кто ещё кричит так же, и слиться с ним голосами. Игра «Посиделки». Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы мы все видели друг друга. Начали! (запускает секундомер). Обучающиеся садятся в круг). Психотехнические освобождающие игры, проводимые для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. (Например: игра – «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх, особенно в «молчанках» и в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками. После игры-освобождения предлагаю ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением и другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза и руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»
Занятость обучающихся в кружках по интересам, где воспитанники находятся под контролем педагогов, интересно и с пользой проводят время, что способствует профилактике асоциальных явлений среди детей и раскрываются творческие способности детей.
Важное значение для детей также играют наблюдения на прогулках, экскурсиях. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в природе, развивает логическое мышление, разговорную речь. В результате расширяется умение видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, развитие художественных способностей, улучшение взаимоотношений детей друг с другом в коллективе.
Большое значение играют библиотечные часы в нравственном воспитании. Чтение вслух художественной литературы и беседы о прочитанном, помогают воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, любовь к книге.
Ведётся тесная связь с семьями, продолжается работа по вовлечению родителей в общественную жизнь класса и школы. (Пример Казанцева, Семенихина, Степенко) До всех родителей доводится информация о том, чем занят ребенок в группе, как себя проявляет, как занимается. Если возникают какие-то проблемы по поводу поведения, стараемся решить их совместно с родителями и малым педагогическим коллективом.
После проделанной индивидуальной работы в течении 1 четверти с воспитанниками 1 класса был получен следующий результат:
Казанцев Кирилл стал менее вспыльчивым. В коллективе – более общительный, легко идёт на контакт. Приступы агрессии стали менее выраженными и более редкими.
Семенихина Ангелина – не контролирует своё поведение. Продолжает вступать в конфликты со сверстниками, взрослыми.
Степенко Максим стал менее вспыльчивым, более дружелюбным. Подружился со своим сверстником.
Малый педагогический коллектив 1 класса находятся с воспитанниками почти круглые сутки. Мы для воспитанников близкие люди, почти родственники, с которыми у детей складываются очень доверительные отношения. Я считаю, что коллектив детей и малый педагогический коллектив 1 класса – это большая дружная семья, в которой царит доброжелательная атмосфера.
Анализ воспитательной работы по итогам I четверти показал, что проделанная работа была многоплановой и разносторонней. Коллектив воспитанников группы стал сплоченнее, дружнее, активнее. Привились навыки общения между обучающимися, уважительнее стали отношения друг к другу.
Таким образом, мы можем отметить качественные результаты проведенной индивидуальной работы с данными подростками.
Задачи:
Продолжать работать над сплочением детского коллектива.
Продолжать формировать навыки культурного поведения в школе и вне школы.
Укреплять связи с родителями, продолжать приобщать родителей к воспитательному процессу.
Продолжать активизировать самостоятельную познавательную деятельность путем включения детей в различные виды практической деятельности.
Продолжать работу по коррекции недостатков интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы в процесс образовательно-воспитательной работы.
Продолжать создавать условия для достижения оптимального уровня воспитанности обучающихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
наиболее адекватное поведение взрослого - это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, даже если они незначительные.
чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
при взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.
помните, что истерические приступы, если они случаются, чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает “жертвой”, следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.