Статья на тему: Методы разработки образовательных электронных ресурсов


МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
В данной статье проанализированы возможные методы создания образовательных электронных ресурсов в учебном процессе в высшем учебном заведении.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются очень важным средством обучения при изучении большого количества предметов в высшей школе. Они играют одну из главных ролей в курсах подготовки специалистов.
Структура электронного образовательного ресурса является наиболее важным аспектом. В построения структуры любого учебного ресурса основным является установление между ними взаимосвязей и выделение входящих в него компонентов. Как интерактивная программная и целостная обучающая система рассматривается и электронный образовательный ресурс [9]. В таком случае целесообразно проведение исследования структуры электронного учебника с разных точек зрения: оценка содержания учебного материала, отражения дидактических и методических функций и с позиций реализации. Многие исследователи рассматривают отражение содержания учебного курса в традиционном учебнике, а также функции такого учебника.
Для исследования структуры учебника нужно обязательно выяснить его более важные компоненты и проанализировать их как часть мета структуры. Система средств обучения и является такой мета структурой. Роль электронных образовательных ресурсов как ядра средств обучения не только сохраняется, этот ресурс, но и способен заменить сборники справочную литературу, упражнений и задач, наглядные средства, руководства для самостоятельной работы, и даже имитировать натурные объекты. Наряду с этим, электронный образовательный ресурс реализовывает такую функцию как управления процессом представления учебного материала. Это означает, что ЭОР является многофункциональной системой, способной не только заменить традиционные средства обучения, но и расширить их возможности.
Такое понятие как структура компонента учебника может быть перенесено и на электронный образовательный ресурс. «Необходимый структурный, находящийся в тесной взаимосвязи с другими компонентами этого учебника, он осуществляет свои функции лишь ему присущими средствами и обладает определенной формой это и понимается под структурным компонентом учебника». Важной структурой системы учебника являются: внетекстовые компоненты, тексты, компоненты управления представлением учебного материала. Традиционно «Текст - является «основным скелетом» учебника, он раскрывает его содержание, обеспечивает последовательное изложение материала и полное, а так же аргументацию всего учебного материала; текст - носитель основной информации, определяющий объем и сущность содержания образования» [8]. Текст может быть: дополнительным, основным, пояснительным. Внетекстовые компоненты призваны служить тексту, облегчать его понимание, организовывать его усвоение, способствовать мотивации обучения. Аппарат организации усвоения - вопросы и задания, соответствующие ответы к ним, также необходимы систематизирующие и обобщающие таблицы, иллюстративный материал, который представляется в виде рисунков, карт, схем, фотографий и т.п.
Содержащий в себе: оглавление, заголовки разделов, параграфов, именные и предметные указатели, он необходим для обеспечения быстрого поиска необходимой информации; а также для системы управления процедурой представления учебной информации, реализующаяся посредством гипертекста или в виде системы управления диалогом студент-преподаватель все это компоненты управления представлением учебного материала. которые содержат аппарат ориентировки.
Из всего сказанного выше следует вывод, что как форма реализации содержания учебного материала, структура электронного образовательного ресурса, должна значительно отличаться от структуры традиционного учебника усилением роли внетекстовых компонентов, а также появлением специальной системы управления процедурой представления учебной информации. То, что система изучаемых понятий образует иерархическую структуру, объединяющую их в единую систему предполагается особенностью преподавания дисциплин.
При использовании обучающего программного модуля возможно отражение определенных понятий и связанных с ним представлений. Взаимосвязи таких модулей в составе ЭОР должны соответствовать логическим взаимосвязям, существующим между понятиями. В соответствии с уровнями внутри дисциплинарной абстракции модули должны агрегировать. Каждый модуль-параграф, в свою очередь, должен состоять из совокупности стандартных блоков. Модуль должен содержать:
информационный раздел, излагающий основы теоретического материала,
иллюстративный раздел, который содержит всю необходимую информацию в иллюстративном виде,
контрольный раздел, который содержит систему контрольных вопросов и задач, он обеспечивает контроль знаний обучаемого по данному разделу учебного материала.
Авторы программных реализаций электронных учебных средств в основном ограничиваются только лишь описаниями специфических интерфейсов. Но наличие падающего иерархического меню не определяет его дидактические качества, оно отражает лишь иерархию содержания учебного материала, то есть «внешнюю, визуализированную» структуру ЭОР. Аналогом аппарата ориентировки обычного книжного учебника является пользовательский интерфейс является. Программы для ЭВМ значительно сложнее чем внутренняя структура ЭУ. Она должна определяться частичными порядками, исходя из требуемых дидактических свойств электронного учебного издания. В данном случае могут быть установлены по типу гипертекстовых связей, связи между отдельными элементами. Нелинейную иерархическую структуру отношений они задают заведомо. Для построения иерархии используется критерий изложения материала последовательно. Особое значение в электронном учебном издании имеет система задач. В таких случаях предполагается следующая структура.
В виде трех уровней иерархии задания должны быть определены взаимодействия двух или большего числа понятий на разных уровнях структуры курса в зависимости от конкретизации самого понятия или:
1) задания, которые конкретизируют каждое из изучаемых понятий;
2) задания, которые отражают взаимосвязи логического характера понятий одного внутри дисциплинарного уровня абстракции (т.е. одноуровневые связи);
3) задания, которые отражают понятий различных внутри дисциплинарных уровней абстракции взаимосвязанных между собой логически. Каждое из этих заданий содержит в себе комплекс из нескольких примеров, которые обеспечивают поэтапное повышение уровня усвоения знаний:
пример, который дает первичное знакомство с новым элементом учебного материала и обеспечивает формирование знаний-знакомств»,
типовой пример, обеспечивает формирование знаний-«копий»,
пример, который требует обеспечивающий формирование знаний-«эвристик» (уровень эвристической деятельности) и самостоятельной переработки известной учащемуся ориентировочной основы действий.
Четвертый уровень этой иерархии, который соответствует деятельности продуктивной и творческой, исключен из соображений простотой реализации.
Программная реализация и проектирование электронного ресурса затрудняются тем, что оно не только предоставляет справочный материал теоретический, но также и обеспечивает возможность контролируемых тренировочных действий при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный образовательный ресурс должен обеспечить непрерывность и полноту дидактического цикла обучения для каждого заданного фрагмента содержания учебной дисциплины. Принято выделять следующие этапы разработки ЭОР [7]:
1. Сформировать творческий коллектив;
2. Определить цели и содержание обучения;
3. Разработать психолого-педагогический сценарий ресурса;
4. Программно реализовать ресурс;
5. Протестировать и отладить и апробировать разработанный ресурс.
Электронный образовательный ресурс функционирует в рамках методической системы обучения данного предмета достаточно эффективно, включающей наряду с целями и содержанием еще и вопросы методики и формы обучения. Целесообразно конкретизировать методику и форму обучения и процесс разработки электронный образовательный ресурс должен быть дополнен соответствующими разделами:
1. Определить цели и содержание обучения,
2. Сформировать методику, определить формы обучения,
3. Разработать сценарий электронного образовательного ресурса,
4. Программно реализовать электронный образовательный ресурс,
5. Протестировать и отладить и апробировать разработанный электронный образовательный ресурс. Создать сопроводительную документацию.
Для создания ЭОР наиболее целесообразно использовать инструментальные системы. Безусловно их применение несколько снижает, в ряде случаев эффективность создаваемого ЭОР, однако применение языков программирования для разработки ресурсов в качестве альтернативы, позволит повысить эффективность разработанной системы. Но стоимость такой разработки существенно возрастает и усложняется. По итогам проведенных исследований, можно сделать вывод, что если повышается стоимость разработки. То оно существенно перекрывает эффективность, которая получается в итоге.
Основным достоинством этих средств является то, что они не требуют от пользователя знания языков программирования. К числу таких систем можно отнести ряд промышленных системы таких как “ELearning 3000» «Moodle», «Гипер-метод» и ряд других. На основе предложенных методов был разработан электронный образовательный учебник по дисциплине «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» для студентов первого курса. Она прошла успешную апробацию в условиях практического учебного процесса.
Список литературы
Антонов А.В. Восприятие вне текстовых форм информации в издании. - М.: Книга, 1972. - 104 с.
Бейлинсон В.Г., Зуев Д.Д. Функциональном подходе к оценке школьных учебников // Проблемы школьного учебника. – 1977. – Выпуск 5. – С. 42–54.
Беспалько В.П. Теория учебника. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с. 6
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара: СамГЭА, 2010,
Демушкин А.С., Кириллов А.И., Сливина Н.А., Чубров Е.В., Кривошеев А.О., Фомин С.С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. – 2007. – № 3. – С. 15–22.
Зиглер К. Программные систем и методы их проектирования. – М.: Мир, 1985. – 328 с.
Зайнутдиновa Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. – Астрахань: ЦНЭП, 2009. – 364 с.
Макаров С.А. Применение образовательных электронных изданий и методические основы создания: Автореферат дисд-ра пед. наук. – М., 2008. – 37 с.
Лернер И.Я. Построения учебника, дидактические основания // Проблемы школьного учебника. – 1991. – Выпуск 20. – C. 18–26.
Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М.: УРАО, 1998. – 204 с.
Талызина Н.Ф. Функции и место учебника в учебном процессе // Проблемы школьного учебника, 1978. – Вып.6. – С. 18–33.