Методическая разработка Развитие эмоционально-волевой сферы детей на занятиях по предмету Шумовой оркестр


Методическая разработка
«Развитие
эмоционально-волевой
сферы детей
на занятиях по предмету
«Шумовой оркестр».
ДШИ, отделение «Раннего эстетического развития».
Составитель:
преподаватель Панина Татьяна Алексеевна
2017
По определению психолога С.А. Петровского, эмоции, или чувства – это переживание внутреннего отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Эмоции относятся к особому классу субъективных психологических состояний, отражающих в форме переживаний ощущения приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процессы и результаты его практической деятельности. Общее эмоциональное состояние окрашивает все поведение человека. Например: настроение может быть бодрым, разбитым, рабочим и т.д.
Воля – это способность человека сознательному управлению своей психикой и поведения, которые проявляются в преодолении препятствий, возникающих на пути к сознательно поставленной цели. При помощи воли мобилизуются все внутренние ресурсы человека для достижения поставленной цели.
И эмоциональная, и волевая сферы важны на музыкальных занятиях. Развитие эмоционально-волевой сферы подчинено нашей главной задаче – объединить детей и помочь им справиться со своими проблемами.
Вот несколько примеров игр, вызывающих эмоциональный интерес, а также развивающих умение слушать и концентрировать внимание:
1. Понадобится: будильник (можно заменить кухонным таймером или метрономом).
Количество участников: от трех до десяти.
Основной вариант: желающий стать водящим выходит из комнаты, а кто-то из оставшихся прячет будильник. Когда все готово, водящего приглашают в комнату и просят найти будильник.
Замечания: группе можно напоминать, что не следует шуметь и подсказывать водящему, где находится будильник.
Другие варианты: водящему можно завязать глаза, можно внести элементы соревнования, выбрав одновременно двух играющих на роль водящих, искать источник звука может вся группа (в этом случае играющие бесшумно двигаются по комнате).
2. Понадобится: по одному шумовому музыкальному инструменту для каждого участника. Количество участников: от 6 до 10.
Основной вариант: каждый участник выбирает себе тихо или громко звучащий инструмент и группа делится на два «племени»: тихое («мирные») и шумное («воинственные»). Играющие представляют, что «племена» находятся на разных берегах реки и могут общаться, по очереди играя на музыкальных инструментах. «Племена» внимательно слушают друг друга.
Замечания: «мирным» следует играть очень тихо и спокойно – не всем одновременно или время от времени замолкая; нужно побуждать «племена» слушать друг друга.
Другие варианты: у каждого «племени» может быть свой «вождь», который распределяет инструменты и определяет начало и окончание игры; игра может сопровождаться спокойными или, наоборот, энергичными танцами.
3. Понадобится: доска и мел или большой лист бумаги, закрепленный на стене, ручка или карандаш. Количество участников: от 3 до 8.
Основной вариант: один участник становится у доски, второй – готовится петь. Певец отчетливо пропевает какие-то звуки. Одновременно стоящий у доски начинает чертить горизонтальную линию. Как только поющий замолкает, линия прерывается, а возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы.
Замечания: начинать игру может и тот, кто чертит линии, поющий в этом случае следует за ним.
Другие варианты: ведущий может предложить всей группе петь хором, следуя за тем, кто чертит линии; по желанию можно чертить только прямые линии (соответствующие звуку на одной высоте) или волнообразные, идущие вверх и вниз (соответственно, повышению и понижению звука); пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах, в этом случае разные инструменты будут обозначаться линиями разных цветов; можно чертить тонкие и жирные линии, в зависимости от громкости звуков; участники могут «записывать» звуки параллельно, каждый на своем листе бумаги, а в конце игры сравнить записи.
P.S. Данные игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы, могут быть использованы вне музыкальных занятий.Методическая литература:
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М., 2003.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
3. Медведева Е.А. Музыкальное воспитания детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М., 2002.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Ред. Вешлушниной Н.А. М., 1982.