Открытый урок по физике в 8 классе. Тема: Итоговый урок по теме Законы постоянного тока


Открытый урок по физике в 8 классе.
Тема: Итоговый урок по теме "Законы постоянного тока"
Цели урока: закрепить изученный материал по теме " Законы постоянного тока ", экспериментально выяснив основные закономерности. Провести предварительную оценку знаний и умений учащихся по теме, для коррекционного планирования подготовки к контрольной работе и индивидуальных заданий.
Задачи урока:
1. Образовательная:
в игровой форме повторить основные понятия и законы постоянного тока;
совершенствовать навыки решения задач различного типа;
проверить уровень знаний учащихся по данной теме.
2. Развивающая:
развивать познавательную активность учащихся;
стимулировать логическое мышление, активность и самостоятельность студентов;
развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развивать навыки самоконтроля.
3. Воспитательная:
развивать коммуникативные способности;
формирование культуры поведения и общения;
воспитание волевых качеств, стремление к победе.
Ход урока
I. Организационный момент.
ІІ. Повторение и обобщение.
III. Физкультминутка.
IV. Заключение.
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Жизнь - это сложное явление, она преподносит нам много непредсказуемых ситуаций и гораздо легче с ними справляться, когда человек, на ряду с общечеловеческими законами, владеет законами физики, химии, электротехники.
Сегодняшний урок – это урок повторения, обобщения и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы: «Законы постоянного тока». Каждый из вас покажет то, что он уже знает и умеет по этой теме. Ваши знания помогут на контрольной работе и пригодятся вам в жизни. Давайте мы вместе настроимся на нашу совместную работу. Улыбнитесь друг другу. Хором скажем все вместе: Я знаю! Я умею! Я решу! -молодцы!
Данное занятие мы проведем в виде путешествия в страну «Физика». Мы с вами пройдем по многим городам этой удивительной страны. В каждом городе нас ждет задание, которое нам необходимо будет выполнить.
Результаты своей работы вы будете фиксировать с помощью смайликов, а в конце вы оцените свою работу и знания по теме.
Давайте вспомним темы, которые мы изучали в этом разделе и вместе сформулируем цели нашего урока.
Цель занятия – подготовиться к зачету по теме « Законы постоянного тока».
Ученики записывают в тетрадях тему урока.
Старт.
Перед тем как двинуться в путь, необходимо выяснить каков ваш «багаж знаний».
Давайте вспомним, какие основные величины, характеризующие электрические цепи, мы изучили(Сила тока, напряжение, сопротивление) Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов. В этом нам поможет «Физическое лото»
ІІ. Повторение и обобщение.
На вопросы вы ответили, молодцы! Значит, мы можем отправиться в путь.
Город «Законоград».
Проявить вам нужно свои знания и расставить формулы в нужном порядке.
Работа в парах. Осуществляется самопроверка учениками.
Ученикам выдаются бланки с физическим лото.
После выполнения учениками работы, осуществляется взаимопроверка.
1 ответ – 1 балл
Город «Прибороград».
Все научные открытия осуществляются в результате многочисленных опытов. Основным орудием в руках исследователей являются приборы.
Предлагаю ответить на вопросы.
Прежде, чем двинуться дальше в путь мы должны вспомнить классификацию задач по теме «Законы постоянного тока»

Город «Неразгаданных тайн».
Потребители электроэнергии можно соединить в цепи по-разному, либо параллельно, либо последовательно и для каждого вида соединения существуют свои законы для определения параметров цепи.
Расчетные задачи
Вольтметр V1 показывает 12 В . Определите показания амперметра и вольтметра V2?

Показание первого вольтметра 24 В. Определите показания амперметра и второго вольтметра?

В цепь включены две одинаковые лампы. Амперметр А показывает силу тока 3 А. Сопротивление R1=6 Ом R2=12 Ом. Что покажет амперметр А2 и вольтметр V1.

Город «Чародеев и мастеров». Работа в группах
Экспериментальная задача Повторить ТБ при работе с электрическим током.
Соберем электрическую цепь согласно схеме. Замкнем ключ. Что наблюдаем?
Каковы показания А и В. Что происходит с лампочкой, когда вращаем ручку реостата.
1 группа I=0,3А рассчитать R
2 группа I=0,5А рассчитать R
III. Физкультминутка.
В розетках электричества –
Громадные количества.
Бежит оно по сёлам,
Бежит по городам.
При этом умудряется,
Представьте – умудряется,
Как в цирке, умудряется –
Бежать по проводам!
Город «Смекалистых».
Логические задачи
1. Напряжение в цепи увеличили в 4 раза. Как изменится сила тока в такой цепи?
(Ответ: так как сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению в ней, то при увеличении напряжения в 4 раза и сила тока увеличится в 4 раза (при неизменном сопротивлении цепи)).
2. Сопротивление цепи увеличили в 2 раза. Как изменится сила тока, если напряжение в цепи останется неизменным?
(Ответ: так как сила тока в цепи обратно пропорциональна сопротивлению цепи, то при увеличении сопротивления в 2 раза сила тока уменьшится в 2 раза (при неизменном напряжении)).
3. Как изменится электрическое сопротивление резистора, если его провод заменить другим, у которого площадь сечения больше в 2 раза. Длина и материал проводов одинаковы.
(Ответ: так как площадь сечения проводника обратно пропорциональна сопротивлению цепи, то при увеличении сечения проводника в 2 раза электрическое сопротивление резистора уменьшится в 2 раза ).
Умей-город.
Графические задачи
Задача-график
Пользуясь графиком зависимости силы тока от напряжения между его концами, определить сопротивление этого проводника.

Выбираем точку на нашем графике и проводим перпендикуляры на оси U и I

Находим значения U=20В и I=0,4А По закону Ома для участка цепи R=U/I
R= 20/0,4=50 Ом
«Мост раздумий».
В этом городе вам предлагается разгадать кроссворд
1-й вариант

1. Единица измерения мощности.2. Ученый, установивший зависимость I = U/R.3. Частица с наименьшим (+) зарядом4. Единица измерения напряжения5. Величина, которая обозначается - R
2-й вариант

1. Единица измерения силы тока2. Единица измерения мощности.3. Частица с наименьшим (-) зарядом4. Прибор для измерения напряжения5. Единица измерения работы.
Работа в парах. Осуществляется самопроверка учениками.
IV. Заключение.
Сегодня мы с вами хорошо потрудились, очень большой объем учебного материала повторили, закрепили умение решать задачи. Я думаю, что это поможет вам написать контрольную работу по данной теме.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рад, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и  хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Какие знания получили? Чему научились?    Я хочу отметить активную работу
V. Домашнее задание.
§§ 8,9,10 повторить
Задача 10.1
*Задача 11.3
VI. Рефлексия.