Методика разработки наглядных пособий по технологии


Во второй главе я разработала комплекс мера направленных на реализацию задач.Практическая значимость работы заключается в обобщении материала по проблеме использования наглядных средств обучения в образовательном про-цессе, разработала наглядные пособия для 6 класса по модулю Рукоделие Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.
2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.
3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К ним относятся:
выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
выявление способа решения проблемы.
моделирование способов решения учебных проблем.
конкретизация и обогащение способов действий.
контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности знаний;
Принцип доступности и посильности;
Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
Принцип прочности знаний учащихся;
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
Принцип научности обучения.
В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
При этом использую три основные формы организации учащихся:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.
Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.
Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.
Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках.
Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.
Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю десять лет.
В методической копилке:
Блоки-модули.
Модуль первый. Личная гигиена и гигиена жилища.
Модуль второй. Элементы кулинарии.
Модуль третий. Цветы в доме.
Модуль четвертый. Семейные праздники.
Модуль пятый. Плетение и ткачество.
Модуль шестой. Обработка тканей.
Модуль седьмой. Элементы машиноведения.
Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.
Модуль девятый. Основы предпринимательства.
Тематические и поурочные планы.
Модули:
Кулинария
Элементы материаловедения.
Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.
Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.
1Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе.
Дидактический материал:
Инструкционная карта. Построение чертежа цельнокройного фартука.
Инструкционная карта. Раскрой фартука.
Инструкционная карта. Изготовление нагрудного накладного кармана.
Инструкционная карта. Притачивание пояса к юбке.
Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.
Инструкционная карта. Конструирование воротников.
Инструкционные карты Рукоделие
Карточки для проверки знаний. Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.
Муляжи.
Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность,инструкционные карты, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).
Большую помощь в моей работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:
таблицы; опорные схемы; банк учебных проектов.
Список литературы
1. Пидкасистый, П. И. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
2. Иванов, Н. Компьютерное образование / Компьютер Пресс, 1996.
3. Христочевский, С. Мультимедиа в образовании / Компьютер Пресс, 1996.
4. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
5. Котов, Ю.В. Основы машинной графики. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов / Ю.В. Котов, А.А. Павлова. - Москва : Просвещение, 1993 г.
6. Колесников, В.К. О компьютерной подготовке учителей труда / В.К. Колесников. - Школа и производство, 1994.
7. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студен-тов, обучающихся по педагогическим специальностям и направле-ниям. [Текст] / С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. - 904 с. 8. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева. - СПб.: Речь, 1999. - 56 с. 9. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков - М.: Учпедгиз., 1960. - 120 с. 10. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1995. - 336 с. 11. Иванов, В. Н. Образовательные технологии в современном мире / В.Н. Иванов. - М.: АРГУС, 1996. - 78 с. 12. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ / Методическое пособие для учителей. Про-граммное обеспечение информационных технологий/Под. ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер 2008. - 130 с.
13.Разумный Д.В., Степанов С.В. Демонстрационный эксперимент на видеокассете - новая составная часть средств наглядности //Наука и школа - 2002 - № 6.
14.Селеменев С.В. Знаковая наглядность//Образование в современном мире. - 2003. - № 2 (февраль). - С.33.