Исследовательская работа Особенности чувашских музыкальных инструментов


Министерство образования республики Башкортостан муниципальное казенное учреждение отдел образования Администрации муниципального района Бижбулякский район муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово
Малая академия наук 2013
Номинация: культура Башкортостана
Особенности чувашских народных музыкальных инструментов
Выполнил работу: Данилов Альберт
Юрьевич обучающийся 8 класса
Руководитель: Максимова Антонида
Федоровна учитель чувашского
языка и литературы
План
Введение……………………………………………………...................................3
Глава I. Чувашские народные музыкальные инструменты……….....................4
1.1.История появления чувашских народных музыкальных инструментов……………………………………………………………………...4
1.2. Исследователи чувашского музыкального инструментария…………........5
1.3 Классификация музыкальных инструментов…………………………......5-6
Глава II. Художественно-эстетическая функция чувашских музыкальных инструментов во время праздников………………………………………….......7
2.1. Использование скрипки во время свадьбы и похорон………………..........8
2.2. Использование волынки на праздниках………………………………….…9
Заключение………………………………………………………………….........10
Используемая литература…………………………….........................................11
Введение.
Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные качества. 
Актуальность исследования: Актуальность исследования объясняется интересом истории появления и развития музыкального инструментария.
Цели и задачи: рассмотреть и описать виды чувашских музыкальных инструментов; раскрыть различные функции музыкальных инструментов в обряде.
Объект исследования: чувашские народные музыкальные инструменты.
Предмет исследования: культура Башкортостана
Методы исследования: наблюдение, опрос, исследование.
Практическая значимость: изучение особенностей чувашских музыкальных инструментов позволяет нам познать культуру и быт чувашского народа.
Выводы: Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа, по своему источнику звука подразделяется на четыре группы: струнные, духовые, мембранные, самозвучащие. В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений.
Глава I . Чувашские народные музыкальные инструменты
Весьма разнообразным и уникальным по своему количеству был чувашский музыкальный инструментарий, насчитывавший более 50 разновидностей. Прекрасный знаток чувашского быта и культуры Н.В.Никольский отмечал: «Инструментальная музыка чуваш более разновидна, чем у других народностей Поволжья ». По словам В.А.Мошкова «едва ли у кого-либо из наших восточных инородцев найдется в употреблении столько разновидностей музыкальных инструментов, как у этих последних (т.е чувашей)» [3; с.162]. Доктор исторических наук, профессор В.Д.Димитриев в своей книге «Чувашские исторические предания» приводит документ, датируемый 1770 годом. В нем сказано: «А понеже без таковой гусельной игры у них в доме никакая веселость не бывает, за тем, что они от прежней своей чувашской натуры до той игры великие охотники, для чего и держат гусли почти в каждом доме»[4; с.471].
Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали.
История появления чувашских народных музыкальных инструментов
Учеными доказано, что древнейшие предки чувашей обитали на территории Центральной Азии уже около четырех тысяч лет назад. В середине I тысячелетия до нашей эры племена - носители проточувашского языка – вошли в состав Хуннской державы. Позднее они стали мигрировать на запад. На своем пути создали несколько государственных объединений. В конце IV века н.э. проточуваши в составе гуннского объединения оказались в Европе. По исследованием зарубежных ученых, некоторые инструменты были привнесены булгарскими племенами в Европу и распространились среди европейских народов. Несомненно, влияние музыкальной культуры предков чувашей на тюркскую, монгольскую культуру и культуру народов Сибири.
Знаменитый словарь чувашского языка Н.И.Ашмарина хранит в себе названия более 150 музыкальных инструментов.
Несомненно, что такая богатая и разнообразная музыкальная культура чувашей, в том числе и инструменты, не могли бы сохраниться, не имея своим надежным фундаментом старинные традиции, идущие из глубины веков.
Исследователи чувашского музыкального инструментария
Широкое бытование музыкальных инструментов у чувашей отмечено практически всеми исследователями –этнографоми. В 18-21 веках об этом писали известные немецкие и русские этнографы г. Ф.Миллер, П.С.Палас, А.А. фукс , В.А. Сбоев, А.Ф. Риттих и другие. Особая роль в исследованиях чувашской музыки и инструментария принадлежит этнографу конца 21 века В.А.Мошкову и музыковеду 30-х годов 20 века В.М.Кривоносову.
Большую роль в изучении музыкальных инструментов своего народа сыграли чувашские исследователи С.М.Михайлов, Ф.П.Павлов, Ю.А. Илюхин, А.И.Иванов – Ехвет, М.Г.Кондратьев и другие.
Практически в каждой чувашской деревне были мастера музыкальных инструментов. В.М.Кривоносов упоминает, что инструменты изготовляются как самими исполнителями, так и мастерами – кустарями, специально занимающимся производством инструментов и не являющимися исполнителями. Н.В.Никольский отмечал, что «чуваши – столяры Бугульминского уезда Самарской губернии, Козьмодемьянского и Чистопольского уездов Казанской губернии виртуозно выделывают скрипки, фисгармонии и особенно гусли» [с.278].
1.3 Классификация музыкальных инструментов
К настоящему времени выявлено и установлено более пятидесяти наименований чувашских народных инструментов, которые в той или иной форме применялись при исполнении различных ритуалов, на праздниках, в детских играх. Среди них есть духовые, струнные, мембранные, самозвучащие инструменты.
Духовые (в.рк.=лисем) – инструменты, которые звучат при помощи выдуваемого воздуха. Они подразделяются на три подгруппы.
Язычковые (ч.л.хлисем):
1) шёпёр (пузырь)
2) шёпёр вулли (жалейка двойная)
3) тём сёрнай (сурна из глины)
4) тута купёс (гармоника губная)
5) сёрнай: сёрнай вулли (род жалейки)
6) сёрнай (род волынки)
7) хут купёс (гармоника)
8)т\т\т (дудка из катушки)
Флейтовые (шёхёртмаллисем):
шёвё= шёхлич (свистулька из жести)
тём шёхлич (свистулька глиняная)
нёй (най)
палнай (флейта Пана)
шёхлич (род продольной флейты)
пёкёллё шёхлич (род продольной флейты с пробкой)
Муншдучные (мёштёклисем)
кавал (рог военный)
какёр (рог охотничий)
пуч (труба деревянная)
нухра (труба медная)
II? Струнные (х.л.хлисем) – звук создается дребезжанием струн. Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы.
Щипковые (ч.п.тмеллисем)
к.сле (гусли)
тёваткал к.сле (гусли четырехугольные)
тинч.л.х; трнеч.л (род гуслей)
тёмра: тумра (балалайка)
Смычковый (с.рк.чли)
купёс: с.рме купёс (скрипка)
с.рк.ч (смычок для скрипки)
III? Мембранные (=урхахлисем)
тункёр (бубен)
параппан (барабан)
т\нкки (гулкий барабан)
Мирлитонный (ч.рп.нк.лли)
тура купёс: турапа калани (игра на гребне)
IV? Самозвучащие (хёй т.лл.н янраканнисем)
Щипковый (ч.п.тмелли)
вархан: пёнкёлти: тим.р купёс (варган)
Вращательный (=авёрттармалли)
с.р (подражание жужжащих)
Ударные (=апмаллисем)
шакмак (колотушка)
тинкелтин (род самозвучащих)
хёнкёрав (бубенчик)
=атёрка (трещотка)
шёнкёрав (колокольчик)

Глава II. Художественно-эстетическая функция чувашских музыкальных инструментов во время праздников
В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений. Наиболее совершенные и употребительные инструменты XVIII – XIX вв.- с.рме купёс: шёпёр: сёрнай: к.сле?
При проведении семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов эти инструменты выполняют обрядово-магические функции. Искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магическую силу. Владеющий искусством игры на музыкальных инструментах, почитался за способность подчинять людей необьяснимой власти звуков своего инструмента. Это нашло отражение, например, в поговорках и загадках: «Чун. пур та юн. =ук» («Душа есть, лишь крови нет», о скрипке), «П.р п.ч.к=. пимп.лет п.т.м кил-йыша хускатать» («Одна малюсенькая птичка весь дом на ноги подымает» - о волынке шёпёр). «Пузырник у чуваш - волшебник, - пишет Спиридон Михайлов. – Во время свадеб больше всех отличается он, и если музыкант холост, то он совершенный победитель красавиц: ему они все подчинены и покорны» [6; с.38].
Некоторые музыкальные инструменты используются и в прикладных функциях. Сигнальные функции выполняли рог, труба, колокол, колотушки ночных сторожей, колокольчики при пастьбе скота. Бубенчики в конской упряжи. Ряд инструментов использовался в детских ансамблях.
Использование скрипки во время свадьбы и похорон
Многие исследователи одним из самых распространенных в среде чувашей музыкальных инструментов называют купёс (варианты названия копёс: с.рме купёс: с.рмелли купёс: хёма купёс)? Неизвестный автор середины XIX века писал: «У чувашей, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка…» [3; с.36-37].
Чувашский купёс сопроваждал человека всю жизнь, начиная с рождения и кончая посмертным существованием. Этнографические записи свидетельствуют об этом: « если у чувашки родился младенец, отец его, нисколько не медля, сам начинает варить кашу, потом созывает своих родных, друзей и скрипача…»; «поминки в некоторых .. начинались шумной тризной, проводимой в летнее время в ночь после похорон на могиле покойника, и сопровождались ритуальными похоронными песнями и плясками под гармонику, скрипку или пузырь (шёпёр), чтобы умилостивить покойника. Сделать ему приятным пребывание в могиле..» [19;с.86].
2.2. Использование волынки на праздниках
Волынку обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался сурхури, который отмечали в период зимнего солнцестояния. Открывали этот праздник колядки и все пожелания и заклинания пелись только под волынку.
Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Из-за волыночных репрессий в мире сохранилось мало старинного инструмента такого рода. Ведь чувашская волынка – это инструмент с очень капризным характером, требующий исполнительского мастерства и незаурядного терпения
Заключение
Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные качества.
Музыка и музыкальные инструменты непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях, рассматривалось как обязательная составная часть существования человека и считалось необходимой атрибутикой общения. Но к сожалению концу XX столетия у чувашей традиция народного инструментального исполнительства прервалась, и практически все они оказались на грани исчезновения.
Используемая литература
Александрова Е.В., Чернов В.С. Музыкальные инструменты в музее И.Я.Яковлева и духовный мир современного многонационального общества. Чебоксары, 1998.
Иванов В.П. Чуваши: история и культура. Том 2 //Традиционная музыкальная культура. – Чебоксары, 2009. С.199-222
Иванов В.П. Чуваши: история и культура. Том 2 //Музыкальные инструменты. – Чебоксары, 2009. С.222-232
Иванов В.П., Николаев В.В Чуваши: этническая культура и традиционная культура //Народное творчество. – Москва. Издательство ДИК, 2000. С.86-88.
Скворцов М.И. Хрестоматия по культуре чувашского края. Чебоксары, 2001.
Чернов В.С. Чувашские народные музыкальные инструменты. Чебоксары,2008.
Приложение
Музыкальные инструменты обладают лечебными свойствами например:
• Струнные инструменты- гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
• Балалайка – лечит органы пищеварения • Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему •Гармошка– активизирует работу брюшной полости
• Колокол - самый мощный инструмент музыкотерапии. Вибрации колокольного звона упорядочивают все внутренние структуры человека, "промывают" энергетические каналы.
• Скрипка действует подобно флейте, но в несколько раз сильнее. Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,
• Труба – лечит радикулит • Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность. Флейта положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию.
Струнные чувашские музыкальные инструменты

самозвучащие чувашские музыкальные инструменты

Духовые чувашские музыкальные инструменты


Ударные чувашские музыкальные инструменты

Особенности чувашских народных музыкальных инструментов
МОБУ СОШ с. Кистенли-Богданово
Данилов Альберт Юрьевич, ученик 8 класса
Руководитель: Максимова Антонида Фёдоровна
Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа. Издавна чуваши придавали особое сакральное значение звучанию музыкальных инструментов. Ощущая необыкновенную силу воздействия инструментальной музыки, в народе было сложено о ней много поговорок и загадок. Само же появление музыкальных инструментов и инструментальной музыки приписывалось разным божествам. Музыканты, владевшие исполнительским искусством, были весьма почитаемы как носители сверхъестественной силы. В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции.

Актуальность исследования: Актуальность исследования объясняется интересом истории появления и развития музыкального инструментария.
Цели и задачи: рассмотреть и описать виды чувашских музыкальных инструментов; раскрыть различные функции музыкальных инструментов в обряде.
Объект исследования: чувашские народные музыкальные инструменты.
Предмет исследования: культура Башкортостана
Методы исследования: наблюдение, опрос, исследование.
Практическая значимость: изучение особенностей чувашских музыкальных инструментов позволяет нам познать культуру и быт чувашского народа.
Выводы: Музыка и музыкальные инструменты непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях, рассматривалось как обязательная составная часть существования человека и считалось необходимой атрибутикой общения. Но к сожалению концу XX столетия у чувашей традиция народного инструментального исполнительства прервалась, и практически все они оказались на грани исчезновения.