Программа дополнительного образования для детей 3-4-лет в ДОУ Волшебное тесто


Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
вторая младшая группа
воспитатель Вислова И.А.
2016-2017 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Принципы построения программы.
3. Цели и задачи.
4. Методы, формы и средства обучения.
5. Ожидаемые результаты.
6. Тематическое планирование работы.
7. Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в Xll веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти сувениры приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возраждаться. В последние двадцать лет она вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью всегда будут водиться на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивающим мелкую моторику рук, способствующим развитию творческого воображения.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто  в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми.
Можно говорить о том, что работа с соленым тестом – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
2. Принципы построения программы:
- учет возрастных и индивидуальных возможностей;
- от простого к сложному;
- связь знаний и умений с жизнью и практикой;
- доступность;
- системность знаний;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность.
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15минут по подгруппам:
 (1, 3 неделя – 1 подгруппа детей; 2, 4 неделя – 2 подгруппа детей).
Место проведения: групповая комната.
3. Цели и задачи на год:
1. Познакомить детей с пластичным материалом – тестом;
2. Обучить разнообразным  приемам действия с пластичным материалом –  
     тестом: разминание, отщипывание, раскатывание, сплющивание,
     шлепание»;
3. Формировать интерес к работе с пластичным материалом;
4. Развивать мелкую моторику рук.
4. Методы, формы, средства обучения:
Методы: наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов
                   выполнения задания);    
                   словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово);
                   практический (выполнение работы).
Формы:   индивидуальная, групповая.
Средства: соленое тесто, доски для лепки, стеки, краска – гуашь, формочки для
                   теста(звезда, сердечко), колпачки от фломастеров(дырки в сыре),
                   семечки(ушки для мышки), горох для украшения(новогодний шарик),
                   игрушки –персонажи.
 
5. Ожидаемые результаты:
К концу года дети 3-4 лет научаться:
- отделять от большого куска теста небольшие комочки;
- раскатывать комок теста прямыми и круговыми движениями;
- сворачивать столбики, раскатанные прямыми движениями, соединять концы;
- сплющивать комок теста между ладонями;
6. Календарно –тематическое планирование:
Октябрь (№  1)
Тема: «Волшебный комочек»
Цель:     1. Познакомить детей с тестом, его свойствами: мягкое, хорошо лепится.
       2. Развивать мелкую моторику, речь детей.
       3. Развивать интерес к лепке из соленого теста.        
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто.
Октябрь (№ 2)        
Тема: «Колобок»
Цель:  1. Учить лепить из соленого теста.
               Учить отрывать комочек теста и раскатывать его круговыми движениями.
            2. Развивать воображение детей.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, колобок – игрушка.        
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ноябрь (№ 1)
Тема:  «Морковка для зайчика»        
Цель: 1.Учить лепить морковку на основе конусообразной формы.
            2. Развивать интерес к лепке из соленого теста.        
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, игрушка – зайчик.        
Ноябрь ( № 2)
Тема: «Мышка – норушка»
Цель:   1. Продолжать учить детей лепить на основе конусообразной формы.
             2. Развивать воображение детей, мелку моторику.        
Материал: Дощечки, тесто, серого цвета, для ушек – семечки, для хвостика – шерст. нитка, стека (делать глазки).        
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Декабрь (№ 1)        
Тема: «Тарелочка для куклы»        
Цель: 1. Учить детей передавать форму тарелочки (катать шарик и вдавливать его    
                пальцем.
            2. Формировать желание лепить.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, кукла.        
Декабрь (№ 2)        
Тема: «Новогодний шарик»        
Цель:  1. Познакомить детей с изготовлением игрушки к празднику.
    2. Упражнять детей в умении катать шарик.
    3. Учить украшать изделие горохом.
    4. Развивать моторику рук.        
Материал: Дощечки, тесто разного цвета, горох для украшения.        
Январь (№ 1)        
Тема:   «Снеговик»        
Цель: 1. Упражнять детей в умении катать комочек теста круговыми  
               движениями.
           2. Показать способы создания выразительного образа (палочки для рук,
                стекой – глазки, рот.)
Материал: Дощечки, соленое тесто(белое), палочки для рук, стека.        
Январь (№ 2)        
Тема: «Снежинка»        
Цель: 1.Познакомить детей с поделкой на основе картона.
            2. Упражнять детей в умении раскатывать палочку.
            3. Учить умению составить снежинку из отдельных палочек.
Материал: Дощечки, белое тесто, синий картон.        
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Февраль (№ 1)
Тема:  «Пирог для»        
Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать тесто круговыми движениями и
                  его сплющивании.
           2. Упражнять в умении украшать диск.
           3. Развивать чувство композиции.        
Материал: Дощечки, соленое тесто.        
Февраль (№ 2)
Тема:  «Звезда для папы»        
Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать комочек теста круговыми
                 движениями и его сплющивании.
           2. Познакомить детей с вырезанием звездочки с помощью формочки.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто (красное), формочка звездочки.        
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Март (№ 1)        
Тема: «Подарок для мамы»        
Цель: 1. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику.
            2. Совершенствовать умение  навыки детей в изготовлении простых
               элементов.
           3. Поощрять разные способы соединения деталей.        
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто. (8 или сердечко))        
Март (№ 2)
Тема: «Сыр для мышки»        
Цель: 1. Упражнять в умении лепить из соленого теста (раскатывать, сплющивать).
           2. Показать, как с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в
               «сыре».
          3.Развивать воображение, память.        
Материал: Дощечки, соленое тесто (желтое), колпачки от фломастеров        
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Апрель (№ 1)        
Тема: «Весеннее дерево»        
Цель: 1.  Совершенствовать умение лепить  палочки.
            2. Познакомить детей с изображением дерева из палочек.
            3. Формировать интерес к лепке из соленого теста.
Материал:  Дощечки для лепки, соленое тесто (коричневое)        
Апрель (№ 2)        
Тема: «Солнышко»        
Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать кусочек теста и сплющивать его.
            2. Упражнять детей в умении отщипывать кусочек теста и катать из него
                 палочки – лучики.
Материал: Дощечки, соленое тесто (желтое).        
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Май (№ 1)        
Тема: «Улитка – длинные рожки»        
Цель: 1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
            2. Упражнять детей в умении катать палочку и  скатывать её для получения
               «улитки».
            3. Развивать мышление, мелкую моторику.        
Материал: Доска для лепки, соленое тесто, игрушка –улитка.        
Май (№ 2)
Тема: «Угощение для куклы»        
Цель: 1.Совершенствовать умение детей лепить угощение для куклы.
      2. Показать разнообразные формы мучных изделий: печенье – круг, пряник
          полусфера, колобок – шар, бублик – кольцо.
           3. Закрепить умение детей использовать ранее усвоенные навыки.        
Материал: Дощечки, соленое тесто (разного цвета), колпачки от фломастеров.        
7. Литература:
- Лыкова Л.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»;
- Методические рекомендации. Младшая группа. –М:КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА,  
  2008;
- Сайт Компании УМНИЦА – Как слепить мир…АДРЕС: info/um- Халезова М.Б., Грибовская А.А. «Лепка в д/с
  Творческий центр Сфера М, 2010;
- Доронина Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке,  
  аппликации» М. Просвещение 1992.
-  Анищенкова Е.С.«Пальчиковая гимнастика»
     М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2011.