Методика разработки наглядных пособий по технологии


Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его «Великая дидактика». Дидактическое учение Я.А. Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.
Как известно, слово «дидактика» происходит от греческого didasco - «обучаю», оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его использовал Э. Бодин, издав книгу под названием «Дидактика», окончательно же слово «дидактика» в педагогической науке как понятие, обозначающее теорию обучения, утвердил Я.А. Коменский.
Он называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в слово «обучение» Я.А. Коменский включал и содержание обучения, а не только его методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы педагогики. Сам он в заглавии своей «Великой дидактики» таким образом определяет сущность теории обучения: «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».
Из вводной части «Великой дидактики» можно заключить, что обучение, по Коменскому, представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума знаний основных наук. Этот непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен иметь сознательный характер.
Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:. успешность;
. легкость;
. основательность;
. быстрота (кратчайший путь обучения).
Теоретические основы применения наглядных пособий в обучении
Актуальность – заключается в том, что проведя анализ модулей изучаемых в технологии установила, по отдельным модулям не хватает наглядных пособий, прихожу к выводу, что тема работы актуальна так как есть потребность в наглядных пособиях.
Проблема какие наглядные пособия по технологии по конкретному модулю Рукоделие 6 класс необходимо разработать для успешного усвоения материала обучающимися..Предмет исследования – активизация познавательного интереса у учащихся путём изготовления наглядных пособий.Цель – спроектировать и изготовить наглядные пособия для изучения модуля Рукоделия 6 класс.
В современном обучении, наглядные пособия и технические средства обучения играют большую роль.
Данная тема обусловлена развитием художественно-творческих способностей учащихся по технологии в образовательных учреждениях.
Объект исследования - влияние комплексного использования различных наглядных пособий и специального оборудования на активизацию процесса обучения по технологии.
Задачи:
Рассмотреть и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении технологии.
2. Изготовить наглядные пособия по модулю Рукоделие для 6 класса.
3. Определить эффективность спроектированных наглядных пособий по технологии модуль Рукоделие 6 класс.
Методы исследования:
1. Информационно-дидактический.
2. Моделирование процесса обучения с применением наглядностей по предмету технология, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и школьных кабинетов технологии.
Специфика учебной дисциплины «Технология» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности.
Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап
абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.
Применяются следующие виды наглядных пособий: показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и учеников.
Необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.
Общепринятой классификации, приводящей все виды средств наглядности в систему, отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателю, работающему с ней, пока нет. Учителям приходится самостоятельно разрабатывать комплексы средств обучения, в том числе средства наглядности на занятии, оптимизацию их сочетания с другими средствами обучения.