Программа кружковой работы по тестопластике «Тили-тесто»

Алеева Рима Тимершевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №105» Московского района г.Казани
Программа кружковой работы по тестопластике «Тили-тесто» для детей 1 младшей группы (2-3 года)
Аннотация и ключевые слова: тестопластика, разминание, отщипывание, раздавливание, мелкая моторика.


Содержание:
1 Вводная часть
2 Цели и задачи программы
3 Структура занятия
4 План занятий
5 Использованная литература

1 Каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задается вопросом о том, как правильно подготовить ребенка к школе. Ведущая роль в этом деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления в школу ребенок должен многое уметь и владеть определенными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться в дальнейшем.
У ребенка особенная острота восприятия. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школе. В дошкольном возрасте важно развивать навыки ручной умелости. А для такого разития способствуют занятия по лепке.
Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больше интереса, чем пластилин. Соленое тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция, но им находится место и в современном мире, т.к. сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

2 Цель программы: раскрытие творческихспособностей ребенка.
Задачи программы:
1) образовательная: овладение умениями и навыками работы из целого куска теста и из отдельных частей;
2) развивающая: повышение уровня навыков и умений детей в результате работ;
3) воспитательная: воспитывать стремление к самостоятельности в выполнении работ.
3 Структура занятия:
создание игровой ситуации
объяснение, показ
лепка детьми
физкультминутка
рассматривание готовых работ

4 План занятий

Месяц
№ занятия
Тема
Цель
Практическая работа
Оборудование

Сентябрь
1
«Что такое тесто?»
Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Разминание
Тесто, подкладные доски, влажные тряпочки.


2
«Тесто – шлеп-шлеп!»
Продолжить знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раздавливание
Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки.


3
«Спрячь шарик»
Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Разминание
Тесто, маленькие пластмассовые или стеклянные шарики с гладкой поверхностью, влажные тряпочки.


4
«Достань предмет»
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Разминание
Тесто, мелкие цельные пластмассовые игрушки, влажные тряпочки.

Октябрь
1
«Покормим птиц»
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; фрмировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Отщипывание
Тесто, подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы.


2
«Мозаика»
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Отщипывание
Тесто, дощечка или лист плотного картона формата А4, игра-мозаика.


3
«Блинчики»
Продолжать детей знакомить с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Сплющивание
Тесто, пластмассовые тарелки, куклы.


4
Готовим «котлеты»
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Сплющивание
Тесто, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы.

Ноябрь
1
Покормим курочку
Пролдолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Надавливание
Листы картона зеленого цвета по количеству детей (формат А4); тесто, скатанный в маленьие шарики диаметром около 5 мм, из расчета 10-20 шариков на ребенка; пластмассовая или резиновая курочка.


2
Конфеты на тарелке
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формиривать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Надавливание
Личты картона белого цвета формата А4 по количеству детей; шарики из деста диаметром около 7-8 мм(10-15 шариков на каждого ребенка); 2-3 резиновые игрушки.


3
Витамины в баночке
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на шарик из теста; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Надавливание
Листы карторна белого цвета формата А4 по количеству детей; щарики из теста диаметром около 7-8 мм(10-15 шариков на каждого ребенка).


4
Снег идет
Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Надавливание
Листы картона формата А4 по количеству детей; шарики из теста диаметром около 7 мм (10-20 шариков на каждого ребенка).

Декабрь
1
Мухомор
Научить детей отщипыватьмаленькие кусочки теста от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, располагать шарики на ровном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.
Отщипывание, скатывание, надавливание
Листы картона формата А4 белого цвета с заранее подготовленным рисунком по количеству детей, тесто, игрушка или рисунок с изображением мухомора.


2
Божья коровка
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них маленькие шарики, надавливать указательным пальцем на шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка, формиривать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.
Отщипывание, скатывание, надавливание.
Листы картона формата А4 белого цвета с заранее подготовленным рисунком по количеству детей, тесто, игрушка или рисунок с изображением божьей коровки.


3
Гусеница
Учить детей вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке, создавая изображение; формиривать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Вдавливание
Основа из теста; пуговицы ярких цветов разного размера (лучше взять пуговицы на ножке).


4
Рыбка
Продолжать детей учить вдавливать детали в тесто, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Вдавливание
Основа из теста в форме рыбки; семена подсолнуха, горох.

Январь
3
Булочки
Научить детей скатывать шарики из теста на плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание
Тесто, разделенное на небольшие куски; доска


4
Апельсины
Научить детей скатывать шарики из тесста; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание
Тесто, разделенное на кусочки; натуральный апельсин или мляж; игрушка Чебурашка; коробочка.

Февраль
1
Пирожки
Научить детей скатывать шарики из теста в руках (на весу); формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание
Тесто, разделенное на небольшие кусочки (кусок должен помещаться в детской ладожке)


2
Конфеты
Научить детей скатывать шарики из теста среднего размера; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание
Тесто, разделенное на кусочки; пластмассовая тарелка, игрушки


3
Витамины
Продолжать учить детей скатывать из теста шарики небольшого размера; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание
Тесто, разделенное на мелкие кусочки; прозрачная банка с крышкой и с широким горлышком; настоящие витамины; игрушки.


4
Вишенки
Закрепить у детей навык скатывания шариков из теста; научить вдавливать детали в тесто; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание, вдавливание
Тесто, разделенное на кусочки; палочки длиной около 5-6 см; пластмассовая тарелочка; натуральная вишня на черешке (или муляж); кукла

Март
1
Яблоки
Закрепить у детей навык скатывания шариков из теста; научить вдавливать детали в тесто, прижимать детали из теста; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику
Скатывание, сплющивание, вдавливание палочки, соединение деталей
Тесто, разделенное на кусочки средней величины; маленькие кусочки теста; натуральное яблоко или муляж; палочки длиной 2-3 см; пластмассовая тарелка или маленькая корзина, игрушки.


2
Колбаска
Научить детей раскатывать из тестаколбаски; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание
Тесто, разделенное на кусочки средней величины; пластмассовая тарелка.


3
Бананы
Продолжить учить детей раскатывать колбаски из теста; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание
Тесто, разделенное на кусочки средней величины; пластмассовая тарелочка или маленькая коробочка; натуральный банан или его муляж; маленькая игрушечная обезьянка.


4
Морковка
Продолжать учить детей раскатывать из теста колбаски, соединять детали путем придавливания; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание, отщипывание, соединение деталей.
Тесто, разделенное на кусочки средней величины; натуральная морковка или его муляж; игрушечный зайчик.

Апрель
1
Змейка
Закрепить у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец колбаски и заострять другой конец; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание, сплющивание, заострение.
Тесто, разделенное на куски среднего размера; лист картона зеленого цвета; игрушечная змейка.


2
Готовим салат
Закрепить у детей навык скатывания и раскатывания теста; научить пользоваться стекой разрезать тесто на кусочки нужной величины; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание, скатывание
Тесто, стеки, дощечки, пластмассовые тарелки.


3
Бутерброды
Закрепить у детей навык скатывания и раскатывания теста; научить пользоваться стекой разрезать тесто на кусочки нужной величины; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание, скатывание, сплющивание, разрезание.
Тесто, стеки, дощечки. пластмассоые тарелки.


4
Сушки
Научить детей действовать по показу раскатывать колбаски из теста и соединять концы колбасок между собой путем придавливания; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Раскатывание, соединение концов.
Тесто, разделенное на кусочки средней величины; натуральная сушка; кукла или другая игрушка.

Май
1
Гусеница
Научить детей действовать по показу скатывать из теста шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание. Нанизывание.
Тесто, разделенное на кусочки; готовая поделка гусеница; тонкие палочки; картон или дощечка.


2
Неваляшка
Научить детей действовать по поэтапному показу скатывать из теста шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закреплять знания детей о величине и о простаранственном положении предметов; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание, соединение.
Куски теста: один большой (для туловища), другой поменьше (для головы), два маленьких кусочка (для рук); горох для «пуговиц», игрушка-неваляшка, доски для моделирования.


3
Снеговик
Продолжать учить детей действовать по поэтапному показу скатывать из теста шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закрепить знания о величине, о пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Скатывание, соединение
Куски теста: один большой (для туловища), другой поменьше (для головы), два маленьких кусочка (для рук); подготовленные заранее носы-морковки, глаза-угольки, крышки от бутылок, поделка-снеговик, доски для моделирован


4
Наши работы
Организация выставки детских работ за год

Использованная литература
Керамика. Работы Б.А.Шубина. Составитель Э.Я.Зарипов. Казань, ТКИ, 1972.
Янушко Е.А., Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-80с.

15