Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению: смотрю на мир глазами художника. Для 1-3 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 9
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________________/_____________/
ФИО
Протокол №____от «___»________ 20__ г.
«Проверено»
Заместитель директора по УВР МОУ гимназии № 9
_________________________/__________/
ФИО
«_____»____________20__ г. «Утверждаю»
Директор МОУ гимназии № 9
_________________________/________/
ФИО
Приказ № ____ от «__»___________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по художественно-эстетическому направлению:
смотрю на мир глазами художника
для 1-3 классов
учитель: Гаранькова Ольга Александровна
г. Комсомольск-на-Амуре
2013 г.
Пояснительная записка
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.).
Задачи:
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯК УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате работы по программе «Смотрю на мир глазами художника» ученик должен:
освоить основные правила изображения;
овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
развить стремление к общению с искусством;
формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 
уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Итоговая оценка учащихся складывается по результатам оценки их художественной деятельности в ходе учебного процесса и выполнения итоговой работы по завершении курса.
Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех трёх лет обучения. Участие учащихся в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности семьи, класса, школы (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление интерьера класса, своей комнаты, сделанные собственными руками художественные подарки – открытка, скульптура малых форм и др) является не только важнейшим условием становления художественно-эстетической культуры, но одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.
Содержание курса
по художественно-эстетическому направлению
для 1 классов
Смотрю на мир глазами художника
Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Изучение приёмов передачи в объёмной форме
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм персонажей.
Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения, дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
календарно-тематический план
1 класс
№ Тема К-во часов Форма контроля Используемое оборудование Дата
1 Живопись 10 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 1.1 Как работать кистью. Рисунок солнца. 1 1.2 Проба красок на палитре.
Рисование радуги. 1 1.3 Настроение в искусстве. Пейзаж - состояние (ясный день). 1 1.4 Настроение в искусстве. Пейзаж - состояние (пасмурный день). 1 1.5 Рисунок по замыслу. Сказочные животные. 1 1.6 Изображения в технике монотипии. Волшебные рыбки. 1 1.7 Домики, которые построила природа. Изображение сказочных домиков в форме овощей. 1 1.8 Волшебные краски – белая и чёрная. Замок волшебника. 1 1.9 Изображение сказочного леса. 1 1.10 Узоры на крыльях. Украшение бабочки. 1 2 Графика 9 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 2.1 Изображение пейзажа графическими средствами (точка, линия, штрих). 1 2.2 Изображение пейзажа графическими средствами (точка, линия, штрих). 1 2.3 Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка. 1 2.4 Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента. 1 2.5 Строим геометрические узоры. Салфетка с геометрическими узорами. 1 2.6 Изображение животных 1 2.7 Изображать можно линией. Изобрази себя. 1 2.8 Подводный мир. 1 2.9 Рисуем павлина 1 3 Скульптура 4 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 3.1 «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. 1 3.2 «Рисуем» жгутиками на пластилиновой основе. 1 3.3 Пластилин – вместо карандашей и красок. 1 3.4 Лепка из отдельных частей. 1 4 Аппликация 4 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 4.1 Аппликация из листьев. 1 4.2 Аппликация «Мозаика из кусочков бумаги». 1 4.3 Гофрировка 1 4.4 Аппликация из петель. «Хризантема». 1 5 Бумажная пластика 3 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 5.1 Паучок из фольги. 1 5.2 Создание художественных образов из коробочек. 1 5.3 «Мягкая» игрушка из бумаги. 1 6 Работа с природными материалами 3 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 6.1 Аппликация из зёрен. «Виноградная лоза». 6.2 Рыбка из камня. 6.3 Обезьянка на пальме. 7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 Творческий отчет
Выставка
Оценка педагога
Компьютер, мультимедиа проектор - Итого 34 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. – М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. – М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1–4 классов / Е. И. Коротеева.– М ., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. – М., 2009.
Содержание курса
по художественно-эстетическому направлению
для 2 класса
Смотрю на мир глазами художника
Живопись
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2. Графика
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого,знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Скульптура
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Аппликация
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Бумажная пластика
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Работа с природными материалами
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выборудетей).
Организация и обсуждение выставки детских работ
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
календарно-тематический план.
2 класс
№ Тема К-во часов Форма контроля Используемое оборудование Дата
1 Живопись 11 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 1.1 Основные и составные цвета 1 1.2 «Радуга и праздник красок» 1 1.3 Контраст тёплых, холодных цветов 1 1.4 Учимся рисовать пейзажи 1 1.5 Сказочные птицы 1 1.6 Сказочные животные 1 1.7 Выразительные объекты природы(цветы, камни) 1 1.8 Красочный отпечаток. 1 1.9 "Живая капля" 1 1.10 «Цветы и бабочки» 1 1.11 Букет из отпечатков листьев 1 2 Графика 10 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 2.1 Какие разные бывают линии 1 2.2 Рисуем кита 1 2.3 Рисуем слона 1 2.4 Домашние любимцы 1 2.5 Учимся рисовать мелками 1 2.6 Портрет человека 1 2.7 Портрет близкого человека. Передача эмоций цветом 1 2.8 Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта. 1 2.9 Изображение природы. 1 2.10 Ритм в композиции. 1 3 Скульптура 3 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 3.1 Лепка фруктов 1 3.2 Лепка овощей 1 3.3 Лепка животных 1 4 Аппликация 4 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 4.1 Обрывная аппликация. Пейзаж 1 4.2 Симметрия. Овощи и фрукты 1 4.3 Архитектура. Архитектурные сооружения 1 4.4 Композиция из цветов 1 5 Бумажная пластика 3 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 5.1 Силуэт. Дерево 1 5.2 Изображение отдельных фигурок. 1 5.3 Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги) 1 6 Работа с природными материалами 2 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 6.1 Композиция: «Домик в лесу» 1 6.2 Изображение уголков природы 1 7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 Творческий отчет
Выставка
Оценка педагога
Компьютер, мультимедиа проектор - Итого 35 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.
Содержание курса
по художественно-эстетическому направлению
для 3 класса
Смотрю на мир глазами художника
Живопись
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.
2. Графика
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Скульптура
Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Аппликация
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Работа с природными материалами
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
календарно-тематический план.
3 класс
№ Тема К-во часов Форма контроля Используемое оборудование Дата
1 Живопись 11 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 1.1 Холодные и тёплые цвета. Рисунок – витраж. 1 1.2 Холодные и тёплые цвета. Рисунок – витраж. Композиция с бабочкой. 1 1.3 Осенний букет. 1 1.4 Осенний букет. Завершение работы. 1 1.5 Натюрморт «Сбор урожая» 1 1.6 Натюрморт «Сбор урожая». Выполнение в цвете. 1 1.7 Декоративный натюрморт. 1 1.8 Декоративный натюрморт. Завершение композиции в цвете. 1 1.9 Композиция «Дружат дети на планете». 1 1.10 Контрастные цвета. Композиция «Красивая рыбка» 1 1.11 Композиция «Моя мечта». 1 2 Графика 10 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 2.1 Рисунок «Ажурная ограда» 1 2.2 Композиция «Мой дом» 1 2.3 Композиция «Зимний сад» 1 2.4 Рисунок «Узор на окне» 1 2.5 Композиция «Мой дом - буква» 1 2.6 Натюрморт в графике. 1 2.7 Натюрморт в графике. Работа в тоне. 1 2.8 Образ героя из сказки. 1 2.9 Силуэтная композиция «В мире животных». 1 2.10 Силуэтная композиция «В мире животных». 1 3 Скульптура 3 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 3.1 Трёхмерная композиция «Сказочный дом» 1 3.2 Трёхмерная композиция «Сказочный дом». Выразительные возможности пластелина. 1 3.3 Скульптура «Уточка» 1 4 Аппликация 4 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 4.1 Аппликация «Пчёлы» 1 4.2 Аппликация «Пчёлы». Завершение композиции. 1 4.3 Аппликация «Грибы» 1 4.4 Аппликация «Снегири» 1 5 Бумажная пластика 3 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 5.1 Обьёмные клубнички из бумаги. 1 5.2 Обьёмные звёздочки. 1 5.3 Поделка – гормошка. «День и ночь». 1 6 Работа с природными материалами 2 Самостоятельная практическая работа.
Просмотр работ
Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)
Оценка педагога Компьютер, мультимедиа проектор 6.1 Аппликация из веток «Морской конёк». 1 6.2 Картина из камешков «Одушевлённое в неодушевлённом» 1 7 Организация и обсуждение выставки детских работ 2 Творческий отчет
Выставка
Оценка педагога
Компьютер, мультимедиа проектор - Итого 35 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.