Программа развития мелкой моторики детей первой младшей группы посредством лепки


Программа развития мелкой моторики детей первой младшей группы посредством лепки
Пояснительная записка
Цель программы - развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством серии занятий по лепке из различных материалов. Задачами стали отбор подходящих материалов, разработка и проведение серии занятий с их использованием, организация развивающей среды для поощрения самостоятельной деятельности по лепке в свободное от занятий время. Реализуя программу, мы руководствовались следующими принципами:
- принцип доступности и учёта возрастных и индивидуальных возможностей психики ребёнка
- принцип наглядности
- принцип сознательности и познавательной активности (когда дети являются субъектами деятельности)
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов развивающей работы
- принцип постепенного усложнения (от простого к сложному) и поэтапности выполнения приемов лепки
- принцип систематичности (ежедневно) и целенаправленной активизации потребности детей в освоении новых моторных актов
- принцип прочности закрепления достигнутого в памяти детей на основе позитивного отношения и интереса к лепке.
Основными формами реализации стала НОД (образовательная область «художественное творчество), а также деятельность в свободное от занятий время. Серия занятий состояла из 16 занятий. Кроме того, в течение дня дети имели возможность неоднократно возвращаться к материалам. В занятиях принимали участие все дети группы. Длительность проведения – 4-12 минут еженедельно. В сетке расписании был для занятий выбран вторник, первая половина дня. Понедельник мог использоваться как сюжетно подготовительный день.
Рассмотрим подробнее структурные части занятий изобразительной деятельностью (лепкой из разных материалов) с использованием приема АСД - активизация спонтанной деятельности, соответствующего ФГОС.
Предварительная работа выполняется накануне занятия (совпадает с традиционной методикой):
• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;
• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;
• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.
Подготовительная работа – постепенный переход от свободных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:
• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;
• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;
• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;
• приход к детям различных «гостей»;
• угощение;
• мини-спектакли.
Очень важно заинтересовать детей, создать необходимую мотивацию, которая может быть такой: навести порядок, украсить, убрать; порадовать, удивить красотой; сделать подарки; сделать поделки, чтобы использовать их в играх и в быту; угостить.
Процесс создания (существенное отличие от наглядно-иллюстративного традиционного метода) – совместная деятельность и общение воспитателя и детей. При таком взаимодействии актуализируется потребность ребенка высказываться. Этому способствуют и внимание со стороны взрослого к вопросам и инициативным высказываниям ребенка, и дружелюбное окружение сверстников, и действия, направленные на достижение общей цели в коллективных работах. Важное значение для развития речи имеет также понимание ребенком инструкций, поручений, просьб взрослого в условиях их совместной деятельности и непринужденной коммуникации. Во время такого общения с детьми воспитатель имеет возможность выяснить для себя, на каком уровне владения информацией по теме находятся его воспитанники, и предусмотреть, в какой конкретной помощи нуждается каждый ребенок, чтобы провести индивидуальную работу с ним. В этой части происходит:
• высказывание предложений детьми и советов воспитателя по выполнению работы;
• предоставление детям возможности самостоятельно выбрать материал, способ, последовательность действий;
• удовлетворение от совместной работы, инициативное подражание малышами действий взрослого;
• приобретения детьми умения согласовывать свои желания и действия со стремлениями и действиями сверстников;
• ориентация на положительный результат;
• приучения к опрятности в работе, к самоорганизации;
• оказание взрослым помощи по просьбе ребенка.
Итог работы:
• эмоциональное реагирование на результаты труда;
• благодарность тех, кто обращался за помощью;
• положительная оценка любого результата;
• использование изделий в играх и в быту;
• развертывание сюжетных, подвижных и дидактических игр по содержанию занятия;
• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;
• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.
Таблица 1
План-сетка проведения занятий по лепке
№ Название занятия Цель занятия Мате-
риал Стимуляция самостоятельной активности
«Спрячь шарик» Знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Тесто Испеки мне колобок (прятать шарик в тесто в течение дня для персонажей сказки)
«Гусеница» Учить детей в определенном порядке вдавливать детали в основу из теста; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин, тесто Бусики для мамы
«Достань предмет» Знакомить детей с материалами и их свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Шариковый пластилин Поиск предметов в пластилине в продолжение дня, раздача сюрпризов
«Булочки и пирожки» Учить детей скатывать шарики из теста на плоской поверхности и в руках; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Глина Лунтик кормит Вупсеня и Пупсеня
«Мухомор» Учить детей отщипывать маленькие кусочки материала от куска и скатывать из них шарики диаметром 5–7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Масса для моделирования Божьи коровки поселились около мухомора
«Солнышко» Учить детей размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин Согрей цветочки: удлинение лучиков в течение дня, цель – дотянуться лучами до цветочка, который в конце дня «распустится».
«Апельсины и яблоки» Учить детей скатывать из пластилина шарики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику Плавающий пластилин Проведение акции «Помой вкусняшки для Чебурашки»
«Одуванчик» Учить детей вдавливать детали в пластилин, создавать объемную поделку; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику. Масса для моделирования Создание ежиков на одуванчиковой полянке
«Бананы» Учить детей раскатывать из пластилина колбаски; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику Глина Приготовление фруктового салата
«Огород» Учить детей раскатывать из пластилина колбаски, шарики, вдавливать предметы в основу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику Пластилин Сбор урожая
«Змейка» Закреплять у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Тесто Изготовление объемного коллажа «Лианы для обезьяны»
«У самовара» Научить детей раскатывать из пластилина колбаски и соединять их концы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Тесто Вазочка с конфетами и сахарницы
«Бутерброды» Закрепить у детей навык скатывания, раскатывания и сплющивания материала; развивать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Масса для моделирования Приготовим и украсим торт
«Масленица» Учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности и между пальцами; развивать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику Тесто Украшение масленичного чучела
«Морские обитатели» Учить детей действовать по поэтапному показу — скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, формировать диск, цилиндр, использовать вдавливание; закрепить знания о величине, о пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин, плавающий пластилин На берегу моря: камешки и ракушки
«Снеговик»
(итоговое занятие) Учить детей действовать по поэтапному показу — скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, формировать диск, цилиндр, использовать вдавливание; закрепить знания о величине, о пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Шариковый пластилин, пластилин Конспекты занятий НОД опубликованы отдельно.