Программа ДПОУ по художественно – эстетическому развитию детей «Чудеса из пластилина» для детей 3-4 лет












Программа ДПОУ
по художественно – эстетическому развитию детей
«Чудеса из пластилина»
для детей 3-4 лет





составитель:
воспитатель Цукренко Т.В.









2016




Содержание.

Содержание
Стр.

1.
Паспорт программы
3

2.
Пояснительная записка
5

2.1.
Цель, задачи программы
6

2.2.
Планируемый результат
6

2.3.
Объём образовательной нагрузки
7

3.
Содержание программы «Чудеса из пластилина»
7

4.
Организационно – педагогические условия
14

4.1.
Учебный план
14

4.2.
Расписание занятий
14

4.3.
Календарный учебный график
14

4.4.
Программно – методическое обеспечение
15

4.5.
Материально – техническое обеспечение
17

5.
Мониторинг
18

6.
Литература
19










1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы.
«Чудеса из пластилина». Программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Основания для разработки программы.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.».
- «Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС на 2015 – 2020годы».
- Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.

Заказчики программы.
Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ города Нижневартовска ДС


Организация исполнитель программы.
МАДОУ города Нижневартовска


Целевая группа.
Дети младшего дошкольного возраста.

Составители программы
Цукренко Татьяна Васильевна, воспитатель.

Цель программы.
Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи программы.
- воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
- учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции

Ожидаемые результаты.
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Срок реализации программы.
Ежегодно






















2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Программа по кружковой работе «Чудеса из пластилина» разработана на основе методического пособия Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».


2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы. Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи программы.
1.Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы.
2.Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
3.Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.У воспитанников создан положительный эмоциональный настрой в процессе изготовления поделок из пластилина. Дети с желанием создают поделки своими руками. Воспитанники радуются полученному результату.
2.У воспитанников повысится уровень развития мелкой моторики рук.
3. У воспитанников увеличится активный словарь, повысится качество произношения звуков.
4.Воспитанники смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.


2.3. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.
Группа включает 25 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
На протяжения всего периода работы ведется журнал посещаемости дополнительной образовательной услуги кружок «Чудеса из пластилина» с четкой фиксацией даты проведения, темы, содержания и техники работы.
НОД проводится вне основной образовательной деятельности в изобразительной студии с детьми дошкольного возраста. Итоги предоставления дополнительной образовательной услуги «Чудеса из пластилина» - предоставляются на открытой НОД, выставках детских работ, результативных участиях в конкурсах и мероприятиях различного уровня.



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
3-4 ЛЕТ.

Месяц
№ нед.
Тема
Содержание
Материал

Сентябрь
1
«Знакомство с пластилином».
Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, что из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть пластилин и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.
Пластилин, доски (на каждого ребёнка).


2
«Палочки» («конфетки»).
Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.
Палочки (конфетки), пластилин, доски, общая подставка


3
«Разные цветные мелки»
Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с пластилином, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.
Небольшие комочки пластилина, доски (на каждого ребёнка).


4
«Бублики» («Баранки»)
Продолжать знакомить детей с пластилином, учить свертывать пластилиновую палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать чувство радости от созданных изображений.
Небольшие комочки пластилина, доски ( на каждого ребёнка).

Октябрь
5
« Колобок»
Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии некоторые детали.
Полоска – дорожка, пластилин, доски, палочки.


6
«Подарок любимому щенку (косточка).
Выявить уровень знаний детей о свойствах пластических материалов, закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями, умение аккуратно пользоваться пластилином. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.
Пластилин, доски.


7
«Картошка в мешке»
Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их пальцами на картоне. Развивать тактильные ощущения.
Муляж картофеля, вырезанный шаблон мешка, пластилин, доски


8
« Грибная поляна»
Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Мягкая игрушка животного, четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных пополам, скорлупа от фисташек, пластилин, доски, подставка.

Ноябрь
9
«Крендельки»
Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по – разному свертывать получившуюся колбаску. Соединять концы. Формировать умение рассматривать работы. Замечать разнообразие созданных работ.
Крендельки, пластилин, доски.


10
« Пряники»
Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать его ладошками. Развивать желание делать что-то для других.
Кукла, кукольная мебель. Пластилин, доски.


11
« Миска с вишенками»
Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Познакомить с ягодами и их названиями. Учить лепить предмет, используя приём сплющивания. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Несколько пар варежек, куклы. Вырезанная из картона варежка, пластилин, горох, рис, фасоль и др. материал.


12
«Печенье»
Закрепить умение детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином.
Печенье. Пластилин, доски.

Декабрь
13
«Лепешки. Большие и маленькие»
Продолжать учить детей отщипывать комочки пластилина, от большого куска; раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить украшать вылепленные поделки с помощью палочки.
Пластилин, доски, палочки для украшения.


14
«Погремушка»
Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями ладоней; составлять предмет из 2-х частей, плотно прижимая, друг к другу. Закреплять умение лепить аккуратно.
Погремушки разной конструкции. Пластилин, доски.


15
«Башенка»
Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями, составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно.
Башенка, состоящая из 4 -5 колец одного цвета. Пластилин, доски ( на каждого ребенка).


16
« Кто в избушке живет»
Вызывать у детей желание лепить, раскатывать комочек пластилин прямыми движениями ладоней. Учить создавать коллективную работу
Игрушка – петушок.
Пластилин, доски

Январь
17
« Мандарины и апельсины»
Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.
Мандарины и апельсины. Пластилин, доски (на каждого ребенка).


18
«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки»
Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалом и оборудованием.
Пластилин, доски (на каждого ребёнка).


19
« Маленькие куколки гуляют на снежной поляне»
Учить создавать в лепке образ куклы. Учить лепить предмет состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова). Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять две части предмета приемам прижимания.
Пластилин, палочки, доски (на каждого ребенка), подставка для коллективной композиции – небольшой картонный прямоугольник, покрытый ватой.


20
« Слепи свою любимую игрушку»
Учить самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные ранее приемы лепки. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из одной или несколько частей, передавая их форму или величину. Вызывать радость от созданного изображения.
Пластилин, доски (на каждого ребёнка).

Февраль
21
« Воробушки и кот»
Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения в процессе создания образов игры в лепке и восприятии общего результата.
Игрушечные кот и воробушек. Пластилин, доски, палочки для дорисовывания деталей.


22
« Самолёты стоят на аэродроме»
Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлинённых кусков пластилина. Закрепить умение делить кусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями, для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения.
Игрушечный самолёт. Пластилин, доски


23
« Снеговик»
Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Картина «Зимний пейзаж». Пластилин, спички, маленькие крышки от пузырьков, доски, картонка – подставка.


24
«Большие и маленькие птицы на кормушке»
Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму частей тела, головы, хвоста. Закрепить приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу. Самостоятельность. Развивать воображение.
Игрушечные птицы (разные большие и маленькие), иллюстрации с изображением птиц. Пластилин, доски, палочки для изображения деталей(на каждого ребенка), подставка – кормушка.

Март
25
« Неваляшка»
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части, друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Закрепить умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного.
Игрушка – неваляшка. Пластилин, доски, палочки, дополнительный материал.


26
« Маленькая Маша»
Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, голова – шар, руки – палочки. Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными. Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения.
Пластилин, доски, подставки для готовых работ.


27
« Угощение для кукол, мишек, зайчиков»
Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приёмы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры.
Пластилин, доски, палочки, бумажные тарелочки.


28
« Мишка – неваляшка»
Упражнять детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы, разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их, друг к другу.
Пластилин, доски.

Апрель
29
« Зайчик»
Развивать интерес к лепке знакомых предметов, состоящие из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приёмом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу.
Кусок пластилина в виде толстой палочки, доски (на каждого ребёнка).


30
«Красивая птичка»
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять приём прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки.
Игрушечная птичка.
Пластилин, доски (на каждого ребёнка).


31
«День рождение куклы Даши»
Выявить умения детей лепить и украшать вылепленный предмет, доводить предмет до нужного образа по собственному замыслу
Кукла. Пластилин, разнообразный дополнительный материал. Палочки, доски, картонка – подставка.


32
« Миски трех медведей»
Закреплять умения   детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания пластилина кругообразными движениями. Закреплять приемы сплющивания и оттягивания краёв мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.
Три игрушечных медведя разной величины. Пластилин, доски.

Май
33
«Утёнок»
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приёма прищипывания , оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу.
Игрушечный утёнок. Пластилин, доски (на каждого ребёнка).


34
« Цыплята гуляют»
Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. Учить изображать детали (клюв) приёмом прищипывания. Включать детей в создание коллективной композиции.
Игрушка – цыплёнок. Пластилин, доски, зелёный лист картона, для размещения готовых работ.


35
«Бабка и дед»
Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и стеки. Закреплять знания о частях лица и тела.
Овал из картона. Пластилин, нитки, палочки, доски.


36
« Гусеница»
Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить образовывать имена существительные множественного числа.
Предметные картинки с насекомыми, мяч. Пластилин, вырезанный из картона лист дерева, доски.



















4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Возраст детей.
Количество в неделю/минуты
Количество в месяц/минуты
Количество в год/минуты

3-4 года
1/15 минут
/15 мин/
4/60 минут
/1 час/
36/540 минут
/9 часов/



4.1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели
Руководитель
Время

Среда
Цукренко Т.В.
16.00 – 16.15



4.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Нетрад. техники рис.
Сент.
Окт.
Нояб.
Дек.
Янв.
Февр.
Март
Апр.
Май

Знакомство с пластилином
1
-
-
-
-
-
-
-
-

Раскатывание пластилина между ладонями (палочки)
2
2
-
-
-
-
-
-
-

Свёртывание палочек в кольцо.
1
-
1
-
-
-
-
1
-

Лепка предметов округлой формы.
-
2
-
1
1
1
2
-
-

Сплющивание шарика.
-
-
3
1
-
-
1
1
-

Составление предметов из нескольких частей
-
-
-
1
1
1
-
-
1

Создание коллективных работ.
-
-
-
1
1
-
-
-
-

Лепка человека
-
-
-
-
1
-
1
-
1

Лепка животных и птиц.
-
-
-
-
-
2
-
2
2

Итого занятий
4
4
4
4
4
4
4
4
4

36 занятий, 36 недель



4.4. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование услуги
Наименование программы
На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1
Проведение занятий по художественно – эстетическому развитию детей 3-4 лет
«Чудеса из пластилина»
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей 3-4 лет
«Чудеса из пластилина»
Данная программа разработана на основе методического пособия Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.



Программа опирается на реализацию концептуальных принципов:
- принцип преемственности, реализуемый через педагогическое сотрудничество между воспитателями, узкими специалистами, родителями;
- принцип учёта сензитивности дошкольного детства как периода наиболее благоприятного для развития художественной деятельности;
- принцип индивидуального подхода, который реализуется через составление гибких учебных планов развития ребёнка;
- принцип своевременного начала, выражающийся в как можно более раннем начале работы по развитию художественных способностей детей;
- принцип возможного выбора, согласно которому ребёнку предоставляется право самому выбирать интересующую деятельность;
- принцип комплексного подхода, предполагающий в работе по развитию художественных способностей реализацию, как специальных задач, так и задач общеразвивающих;
- принцип равновесия, выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребёнка, между объёмом специальных и общеразвивающих знаний;
- принцип взаимодействия и сотрудничества с учреждениями образования, культуры и искусства.
Основные приемы лепки пластилином
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Формы и методы занятий
Занятия, предусмотренные данной программой, имеют разные формы организации:
- коллективная;
- подгрупповая;
- комбинированная;
- игровая;
- творческая.
При организации работы с детьми применяются различные методы и приёмы:
-обследование;
- наблюдение;
- показ;
- беседа;
-игровые задания и упражнения;
- рассматривание произведений живописи;
- произведения художественного и музыкального ряда.






Примерная структура занятий

1 этап – организационная часть (1-2 минуты)
Включает организационный момент – используются загадки или небольшое стихотворение о предстоящей работе, происходит рассаживание детей по местам.

2 этап – подготовительная часть (3 минуты)
На данном этапе происходит введение в тему – рассматривание копий и репродукций картин подлинного искусства, беседа, загадки, работа с объёмными формами, игра, актуализация знаний; сообщение (постановка) цели и темы деятельности; упражнение на развитие мышц пальцев, внимания, физкультминутка; работа с раздаточным материалом; объяснение и показ.

3 этап – основная часть (7 минут)
Проводится гимнастика для глаз и выполняется самостоятельная работа с детьми.

4 этап – заключительная часть (3 минут)
Подводится итог деятельности, анализируются детские рисунки и проводится выставка продуктов детской деятельности, а также уборка рабочего места.

4.5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально – техническое обеспечение
Кадровое обеспечение

1.Наглядные пособия, игры, муляжи, репродукции картин, литературный и музыкальный ряд.
2.Произведения народных мастеров.
3.Пластилин.
4.Доски для пластилина.
5.Стеки.
6.Природный и бросовый материал.
7.Салфетки для рук.
- курсы повышения квалификации педагогов ДОУ по вопросам художественно-эстетического развития детей;
- внутри МАДОУ организовать консультационный пункт для педагогов и родителей по вопросам художественно- эстетического развития детей.



МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Чудеса из пластилина»
Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей

ФИО ребёнка_______________________________________________________
Возраст________________________________________
Наименование учреждения__________________________________________
ФИО педагога________________________________________________________
Дата начала наблюдения________________________________________________
Баллы:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали.


Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов ,посуды и т.д.


Знает свойства пластических материалов (глины, пластилина), понимает какие предметы можно из них лепить.



Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней.



Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы липки














ЛИТЕРАТУРА.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991
3.Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4.Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.
7.Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.
8.Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
9.Новацкая М. «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.
10.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова – М.: Изд-во Аркти, 2009.
11.Ушинский К.Д. История воображения // Избр. пед. соч.-М.,1954.-Т.2
12.Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.
















13PAGE \* MERGEFORMAT14515








Заголовок 2;ђ Заголовок 315