Методика разработки наглядных пособий по технологии


Автономная некоммерческая организация
« Центр развития образования
Альметьевского муниципального района»
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ
НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила: слушатель курсов
повышения квалификации
учителей технологии
Рыжова Ирина Владимировна

__________________________
Альметьевск
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…..3
1. Теоретические основы применения наглядных пособий в обучении
Принцип наглядности обучения как категория дидактики……..………………………………………………..7
1.1 Наглядность как средство активизации познавательного процесса………………………………………………………..10
1.2 Дидактические функции наглядности …………………..122. Методические рекомендации по применению наглядных пособий на уроках технологии 132.1 Практико - Методологическая основа.
Реализация принципа наглядности………………………….15
Заключение………………………………………………….....18Список использованной литературы…………………..…….…………………………….23

Введение
Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Я.А.Коменский, обосновавший «золотое правило дидактики», согласно которого к обучению необходимо привлекать все органы чувств, писал:
« Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».Знания, приобретаемые учащимися, будут глубокими тогда, когда они восприняты активно несколькими органами чувств. При помощи одного устного изложения, не сопровождающегося демонстрацией наглядных пособий, трудно вызвать у учащихся ясные представления о способах выполнения того или иного вида изображения.Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях по-знания окружающей действительности и развитии мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
На ранних этапах развития ребенок больше мыслит
образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогии и т.п.Без применения наглядных пособий невозможно успешно развивать пространственные представления учащихся. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяют и укрепляют представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время, необходимое преподавателю для изложения материала, который
предусмотрен учебной программой. Поэтому большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет применение на занятиях наглядных пособий.Исходя из выше изложенных соображений, приходим к выводу, что тема исследовательской работы «Разработка и применение наглядных пособий для изучения модулей по предмету технология как средство активизации познавательного интереса у учащихся» является актуальной.
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Принципы дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения.
В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Требование необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе остается в силе и сегодня, несмотря на то, что насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Однако это не означает, что исчерпается проблема педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Это именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Например, психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.
Часто, чтобы иметь возможность разобраться в проблеме «сегодня» нужно знать её историю, какой она была «вчера». Наследство Я.А. Коменского дает нам возможность глубже осмыслить, лучше понять ряд дидактических вопросов, которые встают перед нами сейчас в нашей школе, в том числе и наглядность обучения.
Дидактическое учение Яна Амоса Коменского
Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.