Доклад на тему: «Диагностико-аналитическая деятельность как необходимое условие успешности учебно-воспитательного процесса.


Доклад
на тему: «Диагностико-аналитическая деятельность как необходимое условие успешности учебно-воспитательного процесса.
В.А. Сухомлинский: «В своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».
          Педагог (учитель, воспитатель) всегда в какой-то мере исследователь и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих учащихся — каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Педагог постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, «сканирование»  педагогической ситуации в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации,  перерабатывает ее,     т.е. анализирует, систематизирует, обобщает, с тем, чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодным образом использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.
          Понятия «педагогическое исследование» и «педагогическая диагностика» имеют много общего. Но педагогическое исследование и педагогическая диагностика — все же понятия разные и самостоятельные. Они различаются по предмету. Для педагогического исследования — это закон, закономерности и тенденции науки педагогики; для диагностики— признаки и индикаторы компонентов педагогических процессов, симптомы индивидуально-педагогических особенностей личности, группы.          В «исследовании» и «диагностике» разные цели. В первом случае цель— изучить, обобщить и сформулировать педагогическое явление, закон, тенденцию, до сих пор еще не известные педагогической науке. Педагогическая диагностика ставит иную задачу: на основе всестороннего изучения признаков, симптомов педагогического процесса соотнести педагогический факт или явление с уже известным педагогическим законом, тенденцией. Поиска новых открытий нет, есть распознавание, сравнение, классификация и систематизация фактов и явлений.       Педагогическое исследование предполагает самый высокий, абстрагированный уровень обобщения, в то время как при диагностировании обобщение относим к частному, конкретному случаю. Сроки исследования обычно продолжительны, иногда— многие годы. Диагностика же длится недолго, иногда — быстро, конкретные результаты безотлагательно используются в педагогическом процессе, непосредственно происходящем в данный момент, как объективная база для принятия обоснованных педагогических решений. В школе мы имеем дело, как правило, с педагогической диагностикой, т.е. разносторонним изучением и описанием объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
          Педагогическая диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
Предмет диагностики:
Результаты обучения в виде оценки знаний;
Результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
Результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.
          Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 
1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;
2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути  их коррекции
Они включают в себя следующие функции:
Аналитическая (психолого-педагогический анализ воспитательного процесса, выявление в воспитательном процессе причинно-следственных связей между условиями и результатами воспитания);
Диагностическая (психолого-педагогическое изучение ученика и его социального окружения);
Оценочная (качественная и количественная оценка деятельности участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей);
Коррекционная (коррекция воспитательного процесса, коррекция собственной активности педагогов, учащихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания);
Ориентационная (ориентация педагогического коллектива на решение проблем в жизни коллектива и личности);
Информационная (информирование участников воспитательного процесса о результатах диагностики).
Принципы диагностики:
Изучать (использовать диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты);
Понимать (понимание проблем участников воспитательного процесса);
Помогать (в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи).
Технология педагогической диагностики:
Постановка целей диагностики.
Определение критериев, показателей развития личности, группы.
Отбор методов, системы методов диагностики.
Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии.
Анализ результатов диагностики (выяснение причин, влияющих на педагогический процесс; определение путей решения педагогических проблем;  корректирование педагогического процесса)
Выделение уровней развития личности, группы.
Фиксирование результатов диагностики.
Учёт результатов диагностики в учебно-воспитательном процессе.
          Известные отечественные ученые С.И. Архангельский, К.К Платонов, СА.Гапоненко и другие - отмечают, что одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи.
Ключевые компетентности педагога:
Управленческая
Коммуникативная
Информационная
Методологическая
Проектировочная
Толерантная
Аналитическая
          В основе аналитической деятельности лежит анализ. Любой анализ привносит научную составляющую в деятельность человека, так как является основным методом познания чего-либо. По определению Ю.А.  Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:
изучение состояния и тенденций развития,
объективную оценку результата образовательного процесса,
выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.
          Метод педагогического анализа представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения педагогического процесса и управления им, а также на выявление причин, влияющих на его конечные результаты.
          Аналитическая компетентность включает в себя: сравнение, абстрагирование, аналогии, анализ, синтез, генерирование идей. Также используются методы наблюдения, эксперимента, тестирования, анкетирования, беседы, изучение документации и др.
Аналитическая деятельность даёт возможность педагогу:
формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
формировать  умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатов.
Принципы педагогического анализа (Ю.А. Конаржевский):
Принцип объективности.
2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия.
3. Принцип системного подхода.
4. Принцип главного звена.
5. Принцип комплексного подхода.
6. Принцип целенаправленного планирования.
7. Принцип воспитательного воздействия.
8. Принцип массовости.
Условия получения достоверных результатов:
1. Брать для изучения достаточное количество факторов.
2. Отбирать для анализа однородные объекты, ситуации и факты.
3. Изучение и анализ вести по существенным признакам.
4. Иметь критерии измерения необходимых показателей для анализа.
5. Иметь контрольный объект или модель для сравнения.
Структура аналитической деятельности педагога:
Субъект деятельности
Объект деятельности
Мотивы деятельности (то, что побуждает к деятельности)
Цель (реально достижимая, конкретная, замеряемая)
Средства её достижения (методы диагностики)
Деятельность по обработке результатов (действия, приёмы)
Результаты (рефлексия – один из важнейших этапов аналитической деятельности, коррекция)
          Таким образом, педагогическая диагностика без аналитической деятельности не имеет смысла; без педагогической диагностики не возможен педагогический анализ. На протяжении 3-х лет мы проводим диагностику уровня воспитанности учащихся (классные руководители) и психологического микроклимата в группах (воспитатели). Педагогическую диагностику все педагоги проводят, но аналитическую деятельность практически не осуществляют. Получается, что мы проводим диагностику ради диагностики. В то время как на эффективность педагогической деятельности оказывает влияние именно педагогический анализ.
          При анализе результатов педагогической диагностики в целом по школе были получены следующие результаты:
по уровню воспитанности
по психологическому климату в группах
Эффективность работы любой школы и каждого учителя обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Еще Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».
Диагностико- аналитическая деятельность неотъемлемая часть необходимого условия успешности учебно-воспитательного процесса.
Аналитическая работа помогает извлечь уроки прошлого для будущего. Для проведения анализа необходимо выработать в себе аналитические мыслительные умения, такие как расчленение на части, сравнение (и с тем, что должно быть, и с тем, как было, чтобы увидеть динамику процесса управления, его развития, повышение эффективности или же снижение его уровня), обобщение, выделение главного, существенного, абстрагирование, классификация, систематизация.
Каждый ли человек способен к аналитической деятельности.
Аналитическая деятельность должна стать эффективной, с наименьшими затратами и с максимальным использованием имеющихся организационных, технологических и мотивационных ресурсов должна добиваться поставленных целей.
Аналитическая деятельность должна быть нацелена на достижение результатов. А результаты ее мы будем видеть в продуманных, устремленных на решение проблем, реально стоящих перед ОУ задачах. Именно устранение этих проблем станет для нас ведущей задачей деятельности достижений ОУ.
Аналитическая деятельность, ориентирующаяся на здравый смысл, сосредоточит внимание руководителей на животрепещущих проблемах ОУ. Обусловленность целенаправленного поиска и выявления реальных проблем образовательного учреждения позволит выстроить именно целесообразную систему действий и мер в условиях проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе и на объектах управления.
Аналитическая работа ведется с целью выявления тенденций в динамике учебно-воспитательного процесса. В этом плане анализ рассматривается как действенный метод мониторинга (постоянного наблюдения) учебно-воспитательного процесса в целях установления соответствия полученного результата ожидаемому, который был запрограммирован. Анализу подвергаются оценочные суждения учителя путем их сопоставления с тем, что было запланировано для класса в целом, отдельных групп (отделений), команд и индивидуально каждого учащегося.
Существует 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 
1) начальная;
2) корректирующая ( текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или по году, классный руководитель должен изучить уровень воспитанности ученика. Причем, необходимо учитывать сформирован ли класс впервые ( изучаются ученики), начинает ли классный руководитель работать уже со сложившимся коллективом ( изучаются не только ученики, но и коллектив в целом) или коллектив и классный руководитель уже работали вместе( предоставляется возможность провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее)Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей. 
2) Корректирующая (текущая) диагностика ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы.
3) обобщающая диагностика воспитательной работы проводится в конце каждого учебного года ( анализ воспитательной работы, создание портфолио класса). Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года .Классному руководителю нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. К ним относятся:
1.анкета, интервью, беседы, опросы (самая большая и популярная группа, с их помощью  выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе) . 2. экспертные оценки, независимые перекрестные характеристики
3.тесты
4. наблюдения, дискуссии, социометрические методы, анализ взаимодействия, ситуации естественные, искусственные.