Рабочая программа к учебнику Разноцветный мир. 4 класс О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской


I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по изобразительному искусству и авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М. Баласс, 2012) и обеспечена учебно–методическим комплектом для 4 – го класса.
Куревина О. А., Ковалевская Е.Д. «Разноцветный мир», учебник, 4 класс; М.: «Баласс», 2012
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается в четвертом классе 0,5 часов в неделю, 17 часов в год.Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы:
№ п/п Тема Изменения Обоснование
Сокращено
часов Увеличено
часов 1 Раздел «Монументально- декоративное искусство» ( 4 / 2) 2 Уменьшено количество часов в связи с утверждением учебного плана гимназии.
Выделен 1 час на резерв.2 На пути к мастерству ( 29 / 13) 16 3 Резерв 1 Рефлексия деятельности учащихся.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся на конец года научатся:
- понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
- рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий;
–различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
–различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
–эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
–узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;–создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
–использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
–различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;–создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
–осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
–выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.Обучающиеся на конец года получат возможность научиться:
–воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
–пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
–видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
–понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
–изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним.
III. Содержание учебного предмета
Монументально-декоративное искусство (2 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи.
Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.
Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Новые виды искусства: дизайн и фотография (1 ч)
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Виды фотографий. Художественная фотография.
На пути к мастерству (13 ч)
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Понятие о рефлексе,падающих тенях и конструкции предмета.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки».
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта.
Получение представления о воздушной перспективе.
Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне.
Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Резерв ( 1 ч)
№ Тема Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
1 Монументально- декоративное искусство (2 ч) Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н).
Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7 (П) учебника.
Знать особенности фресковой живописи (Н).
Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П).
Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н).
Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н).
Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н).
Рассказывать об истории иконы на Руси (Н).
Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н).
Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон.
Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н).
Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П).
2 Новые виды искусства: дизайн и фотография (1 ч) Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров.
Выполнить задания на стр. 16–17 учебника (П).
Иметь представление о различных видах фотографии (Н).
Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П).
3 На пути к мастерству (13 ч) Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н).
Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П). Выполнить задания на стр. 22 учебника.
Уметь определить, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень.
Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).
Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П).
Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н).
Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П).
Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н).
Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н)
Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н).
Знать, что такое точка схода (Н).
Уметь делать простые построения перспективы (Н).
Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (Н).
Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н).
Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы».
Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н).
Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П).
Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Знать историю основания Эрмитажа (Н).
Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52–71 учебника).
4 Резерв ( 1 ч) Формы организации учебных занятий: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.