Методические рекомендации для самостоятельной практической работы по учебной дисциплине «Обществознание» (СПО)


Методические рекомендации для самостоятельной практической работы по учебной дисциплине «Обществознание»
№ п/п Виды самостоятельной практической работы Кол-во час Методические рекомендации
1 Мини-сочинение «Проблемы межличностного общения в молодежной среде»
1 Напишите мини-сочинение на тему «Проблемы межличностного общения в молодежной среде», рассмотрев причины проблем, их проявления и пути решения.
Мини-сочинение – это краткое изложение своей позиции по обозначенным вопросам.
Требования к мини-сочинению:
- изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение, по поводу поднятой проблемы);
- приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции;
- приведите не менее двух примеров в подтверждение своей точки зрения (желательно из источников и собственного опыта);
- используйте знания, полученные при изучении обществознания;
-употребляйте соответствующую обществоведческую терминологию;
- сделайте выводы по завершении работы.
Критерии оценки:
- ответы на все поставленные вопросы;
- представление и пояснение собственной позиции;
- характер и уровень приводимых суждений и аргументов;
- наличие выводов.
2 «Мотивы выбора профессии «Парикмахер» (работа с анкетой) 1 Заполните анкету «Мотивы выбора профессии», чтобы убедиться, что сделали правильный выбор.
В верхней строчке таблицы впишите название профессии, которую вы выбрали и по которой бы хотели работать в будущем.
В правом столбце таблицы поставьте крестик напротив тех утверждений, с которыми вы согласны. Это даст вам возможность лучше понять, каковы мотивы вашего выбора профессии.
По окончании работы с таблицей обобщите полученные данные и сделайте выводы.
Я выбрал(а) профессию__________________________________, потому что:
1 Её рекомендовали родственники, учителя или сверстники 2 Хочу походить на героя книги или кинофильма 3 Этого требует материальное положение семьи 4 Она дает отсрочку службы в армии 5 Я гожусь к ней по состоянию здоровья 6 Так сложились обстоятельства 7 Следую примеру родственников, знакомых или друзей 8 Эта профессия престижна 9 Легко найти работу по этой профессии 10 Она соответствует моему любимому школьному предмету 11 Мне интересна данная профессия 12 Имея её, можно быстро достичь успеха 13 Нравится индивидуальный или коллективный характер труда 14 Привлекают средства труда 15 Она дает возможность помогать другим людям 16 Она предоставляет хорошие условия труда 17 Можно учиться или работать близко от дома 18 Люблю работать самостоятельно или в подчинении 19 Она дает возможность командировок и путешествий 20 Нравится свободный режим труда 21 Устраивает повременная или сдельная оплата труда 22 Привлекает высокий или невысокий уровень ответственности 23 Хочется получать высокую заработную плату 24 Она дает возможность обладать властью, влиять на других людей 25 Она позволяет что-либо «доставать» или «устраивать» 26 Она предоставляет льготы 27 Она дает возможность иметь дополнительные доходы 28 Она укрепляет здоровье и требует физического развития 29 Она развивает и тренирует мышление, память, внимание, волю 30 Она позволяет реализовать навыки и способности 31 Она расширяет круг общения 32 Она дает возможность профессионального роста 33 Ею легко овладеть, получить образование 34 Эта профессия позволяет быть уверенным в завтрашнем дне 35 Она отличается творчеством и разнообразием Критерии оценки:
- аргументированность выбранных из анкеты вариантов ответа;
- обобщение полученные при работе с анкетой данных;
- наличие выводов.
3 «Основные цивилизации человечества» (заполнение таблицы) 2 Используя материал учебника «Человек и общество» (11класс, §30), заполните таблицу «Основные цивилизации человечества», вписав в нее характерные черты каждой из них:
- внимательно прочитайте материал учебника;
- сделайте предварительные записи в рабочей тетради по каждой цивилизации;
- систематизируйте, обобщите и кратко изложите полученный материал в таблицу;
- сделайте выводы.
Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество (информационное)
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;- правильный отбор информации;- умение систематизировать, обобщать и кратко излагать информацию;- работа сдана в срок;
- наличие выводов.

4 «Виды современной культуры» (составление кластеров по каждому виду культуры) 1 Составить кластеры по теме «Виды современной культуры».
Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 
Последовательность действий:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Задания для обучающихся:
- изучите тему «Виды современной культуры»;
- выберите один из видов современной культуры (народная, элитарная, массовая, экранная);
- сделайте название выбранной культуры ключевым словом и составьте кластер.
Критерии оценки:
- полученная логическая структура может являться основой для ответа по теме;
- правильное распределение материала по цепочкам;
- умелая замена слов и предложений значками и символами.
5 «Роль образования в жизни современного человека и общества» (эссе) 1 «От образования людей страны зависит ее судьба».  (Бенджамин Дизраэли)
Эссе - это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. 
Требования к эссе:
- внимательно прочитайте высказывание;
- изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение, по поводу поднятой проблемы);
- приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции;
- приведите не менее двух примеров в подтверждение своей точки зрения (желательно из источников и собственного опыта);
- используйте знания, полученные при изучении обществознания;
-употребляйте соответствующую обществоведческую терминологию.
Критерии оценки:
- ответы на все поставленные вопросы;
- представление и пояснение собственной позиции;
- характер и уровень приводимых суждений и аргументов;
- наличие выводов.
6 «Мировые религии» (сообщения учащихся и заполнение таблицы) 2 На основе сообщений учащихся о мировых религиях и используя раздаточный материал, заполните таблицу:
- в графе «Различия» запишите характерные черты мировых религий, то, что отличает их друг от друга.
- в графе «Сходства» запишите то, что делает похожими мировые религии.
- по окончании работы с таблицей сделайте выводы.
буддизм христианство ислам
различия сходства Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;- правильный отбор информации;- умение систематизировать, обобщать и кратко излагать информацию;- работа сдана в срок;
- наличие выводов.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин
Этапы подготовки сообщения:
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформить текст письменно;
- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок;
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- наличие элементов наглядности;
- наличие выводов;
- четкое и ясное озвучивание сообщения.
 
7 «Опасность и профилактика девиантного поведения» 2 Используя материал учебника «Человек и общество» (10класс, §16), заполните таблицу «Опасность и профилактика девиантного поведения»:
- внимательно прочитайте материал учебника;
- сделайте предварительные записи в рабочей тетради;
- систематизируйте, обобщите и кратко изложите полученный материал в таблицу;
- сделайте выводы.
вид девиантного поведения его опасность для человека и общества
его профилактика
наркомания алкоголизм преступность Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;- правильный отбор информации;- умение систематизировать, обобщать и кратко излагать информацию;
- наличие выводов;- работа сдана в срок.
8 «Типы политических режимов» (составление кроссвордов) 2 Составить кроссворд по теме «Типы политических режимов», используя материал учебного пособия (10 класс, §21) и опорного конспекта. Кроссворд должен содержать 12-20 слов.
Этапы подготовки кроссворда
- изучить информацию по теме;
- создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
- представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки
- соответствие содержания теме;
- грамотная формулировка вопросов;
- кроссворд выполнен без ошибок;
- эстетическое оформление;
- работа представления на контроль в срок.
9 «Признаки правового государства»
(составление конспекта) 2 Используя материал учебного пособия (10 класс, §22, стр.241-243), составьте перечень и основное содержание признаков правового государства:
- внимательно прочитайте текст;
- уточните в справочной литературе или у преподавателя непонятные слова;
- выделите положения текста, касающиеся задания;
- кратко сформулируйте основные положения текста;
- законспектируйте материал, стараясь выразить мысль своими словам;
- записи следует вести четко, ясно, грамотно;
- сделайте выводы.
Критерии оценки:
- перечислены все признаки правового государства;
- раскрыто основное содержание каждого признака;
- грамотность и лаконичность записей;
- наличие выводов;
- работа представления на контроль в срок.
10 «Избирательная кампания в РФ» (составление тестов по теме) 1 Используя материал урока «Избирательная кампания в Российской Федерации», проанализируйте изученную информацию, создайте 10 тестовых заданий по теме и эталоны ответов к ним.
Варианты тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых надо выбрать один правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания; сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа"
- задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа; сопровождаются инструкцией: "Дополните".
- задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств; сопровождается инструкцией: "Установите соответствие".
- задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании; сопровождаются инструкцией: «Установите правильную последовательность".
Критерии оценки:
- соответствие содержания тестовых заданий теме;- включение в тестовые задания наиболее важной информации;
- разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;- наличие правильных эталонов ответов;
- тесты представлены на контроль в срок.