Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения


Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».
Слайд 1
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
Слайд 2,3
Что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получаем на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) и т.д.
       Наша школа -  общеобразовательная, поэтому мы осознаем свою ответственность за введение федеральных образовательных стандартов нового поколения в образовательный процесс.
Коллеги, давайте посмотрим на задачи учителя в свете ФГОС второго поколения. Создание условий для развития творческой активности учащегося, развитие мотивации к самостоятельному познанию, развитие желания учиться. Разве эти же задачи не стояли всегда перед педагогом? Разве наши традиционные формы и приёмы организации работы в классе не способствовали решению этих задач?
Слайд 4
Мы и раньше использовали  в своей работе развивающие методы обучения, но делали это, скорее всего, по личному желанию, так сказать, по зову души и сердца. Мы пытались вводить  разноуровневое (дифференцированное) обучение, привлекали учащихся к участию в проектной деятельности, в последние годы сконцентрировали свое внимание на ИКТ. Но  все это использовалось как отдельные элементы. Сейчас же все это учитель должен научиться применять в совокупности.
Полагаю, что с введением новых образовательных стандартов кардинально изменились подходы к преподаванию. Прежде всего, выросли требования, причем не столько к ученику, сколько к учителю – нам необходимо КАЖДОГО ребенка научить  учиться, мыслить, развиваться и т.д. А это очень непростая задача.  
К определенно положительным моментам введения ФГОС следует работа в условиях снижения количества учебных часов, отводимых на тот или иной предмет.
Введение ФГОС следует отнести к методике внедрения новшеств
«сверху», что может привести к появлению у педагогов антиинновационных настроений по целому ряду причин:
– неопределенность, когда у учителя нет ясного понимания целей
предполагаемого новшества, и он плохо себе представляет свою роль
в предстоящем процессе;
Слайд 5
- боязнь утраты предметного содержания урока в связи с ориентацией на развитие метапредметных УУД.
– привычка работать традиционно;
– перегрузка в работе и связанная с ней профессиональная усталость;
– боязнь увеличения учебной нагрузки, которая не будет компенсирована;
– неверием в инновационный потенциал;
– индивидуальные особенности контингента учащихся и др.
Кроме того, существуют проблемы в части оценочной деятельности и диагностики:
- влияние внешних оценок (личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;- отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.      Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.      Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
Слайд 6
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).
 
плюсы минусы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.  Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.  Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.  Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться
 
Слайд 7,8
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио обучающегося Создание портфолиоОсновная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
 
Слайд 9,10,11



Слайд 12
Время «готовых» уроков постепенно уходит.
«…во времена перемен для прилежного ученика открыт целый мир.
Тот же, кто считает, что уже всему научился, оказывается прекрасно подготовленным для жизни в мире, которого уже не существует»...
Эрих Хоффер