В помощь ученикам и учителям 9-11 классов


Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий
1.Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
 

п/пВид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети
6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей.
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
16 Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
17 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
2. Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен
 
 
 
№ п/п 
   
Вид ошибки  
 
Примеры
 
 
 
 
1
 
   
 
Употребление слова в несвойственном ему значении
 
   
 
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
 
 
 
Мысль развивается на продолжении всего текста.
 
 
 
 
2
 
   
 
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
 
   
 
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
 
 
 
Были приняты эффектные меры.
 
 
 
 
3
 
   
 
Неразличение синонимичных слов
 
   
 
В конечном предложении автор применяет градацию.
 
 
 
 
4
 
   
 
Употребление слов иной стилевой окраски
 
   
 
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
 
 
 
 
5
 
   
 
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
 
   
 
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
 
 
 
 
6
 
   
 
Неоправданное употребление просторечных слов
 
   
 
Таким людям всегда удается объегорить других.
 
 
 
 
7
 
   
 
Нарушение лексической сочетаемости
 
   
 
Автор увеличиваетвпечатление.
 
 
 
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
 
 
 
 
8
 
   
 
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
 
   
 
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
 
 
 
Молодой юноша, очень прекрасный
 
 
 
 
9
 
   
 
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
 
   
 
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
 
 
 
 
10
 
   
 
Неоправданное повторение слова
 
   
 
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
 
 
 
 
11
 
   
 
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
 
   
 
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
 
 
 
 
13
 
   
 
Неудачное употребление местоимений
 
   
 
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
 
 
 
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.
 
Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1)     в исключениях из правил;
2)     в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3)     в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4)     в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);6)     в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7)     в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
 
 
 
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
 
 
 
 Когда ошибка не должна влиять на оценку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: ОРФОГРАФИЯ
-   В переносе слов.
-     Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
           Прописная / строчная буквы
-         В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
-         При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
-         В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).- На правила, которые не включены в школьную программу (например,    правило   слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).ПУНКТУАЦИЯ
-         Тире в неполном предложении.
-         Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
-         Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
-         Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
-         В передаче авторской пунктуации.
В работе выпускника  могут встречаться ошибки в фоновом материале:
– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»).Ошибки фактические (фоновые)
 -  приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
 
 
Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания