«Сочетание инновационных и традиционных технологий на уроках русского языка и литературы»


«Сочетание инновационных и традиционных технологий на уроках русского языка и литературы»
Учитель Кучеренко О.Б.
Что такое урок? Одни скажут, что эта работа, заданная в определённый срок, другие - нечто поучительное, из которого можно сделать вывод на будущее.
А что скажем мы, учителя - филологи? Может быть, то, что значение уроков литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле, узнают о мире и людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, овладевают тайнами художественного слова.
Основным критерием успеха словесника должны стать разнообразие подходов к каждому произведению и разнообразие в выборе наиболее адекватных форм контроля. Чтобы не нарушить читательские впечатления, не внести хаос в процесс всестороннего постижения данного произведения, учитель должен подобрать свой ключик к каждому предмету изучения.
В 9-ом классе при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» была проведена викторина. Класс разделили на 5 творческих групп, которые предварительно получили задание подобрать из разных сцен по 15 реплик разных героев, которые либо обращены к другому герою, либо кого - то из героев характеризуют. Группа, подготовившая реплику, должна её интересно подать, а отвечающим предлагается не только назвать «автора» реплики, но и вспомнить, к кому обращены или по какому поводу сказаны эти слова. Вот некоторые из реплик, представленных учащимися: 1. «Скромна, а ничего Проказ и ветру на уме». 2. «Не человек! Змея!» 3. «Жениться? Я ничуть не прочь…» 4. «Весёлое создание ты! Живое!»
На своих уроках я провожу лексические диктанты. В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя многие слова языка николаевской эпохи непонятны учащимся или представляют затруднения. Такие слова прорабатываются в классе и повторяются учениками дома, а затем в качестве закрепления и даётся лексический диктант.
Пример лексического диктанта: ременной кнут; служанка, ведающая съестными припасами семьи; документ о маршруте и праве пассажира пользоваться определённым количеством почтовых лошадей; овсяной суп; лёгкий четырёхколёсный экипаж; форменная парадная одежда для лакеев, швейцаров, кучеров. (Арапник, ключница, подорожная, габер- суп, дрожки, ливрея).
Ребятам также нравятся задания: «Поэтические искания», «Меню литературного героя» вот как мы проводим «Поэтические искания». Например, на доске записан отрывок из стихотворения «Кавказ» А. С. Пушкина: Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы (голодной) волной…
На месте слова голодной делаю пропуск и прошу ребят высказать предположение: какой эпитет мог поставить здесь поэт. Каких только прилагательных не называют: холодной, зелёной, шипящей, свирепой… По количеству слогов они подходят, но все они далеки от пушкинского эпитета. Даю подсказку: прошу обратить внимание на метафору лижет. Какой эпитет мог бы написать чуткий к слову поэт? Раздаются голоса: жадной, голодной. Ученик, предложивший эпитет жадной, близок к истине, ему говорю: «Теплее!» А ученику, правильно назвавшему эпитет голодной: «Горячо!»
Второй вид «Исканий». Такая работа может быть индивидуальной и групповой. Строки поэтического произведения записываются в перепутанном порядке. Детям сообщаются первая и последняя строки и способ рифмовки. Каждый в тетради собирает свою «картинку». Потом результаты сравниваются, подвергаются критике или защите. Ни с чем не сравнима тишина, которая стоит при чтении учителем правильного текста. Потом предлагаются вопросы для анализа стихотворения. Разобранный таким образом текст лучше учится наизусть.
Новое время диктует новые подходы как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний. Поэтому возникла необходимость использовать интерактивные таблицы.
Что собой представляют интерактивные таблицы? В чём их отличие от обычных печатных таблиц? И нужны ли вообще таблицы на уроках гуманитарного цикла?
Покажем, как используются подобные компьютерные таблицы, на примере объяснения правила «Правописание н и нн в прилагательных и причастиях» - одного из самых сложных в орфографии. Это правило изучается в 6 и 7 классах при работе над темами «Имя прилагательное» и «Причастие» и требует постоянного повторения. Предположим, что нам необходимо повторить «Правописание н и нн в прилагательных» и начать объяснение темы «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных» в 7 классе.
Начинаем работать с таблицей, представляя каждый этап (новое изображение) как кадр диафильм.
Кадр первый
Сначала высвечивается тема «Правописание н и нн в прилагательных и причастиях». Затем в разных местах экрана возникают слова с данной орфограммой. Завершается эта часть работы появлением вопросительного знака.
н-нн в прилагательных и причастиях
брошен?ыйпрян?ыйсеребрян?ый? утрен?ийпустын?ыйокон?ыйскошен?ыйюн?ыйношен?ый Классу даётся задание: «Сформулируйте проблему». После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что все слова нужно разделить на группы по способу образования.
Проблема поставлена. Устно ребята делят слова на группы, а на экране слова передвигаются и выстраиваются в три столбика:
н-нн в прилагательных и причастиях
прян?ыйпустын?ыйброшен?ыйюн?ыйутрен?ийскошен?ыйсеребрян?ыйношен?ыйокон?ый Возможно и такое начало: в таблице слова представлены в определённом порядке, ученики объясняют, почему возникла такая группировка.
Кадр второй
На экране над столбиками слов появляются названия:
н-нн в прилагательных и причастиях
Первообразные Отыменные Отглагольные
прилагательные прилагательные прилагательные, причастия
прил.←сущ. прил.←глаг.
прич.←глаг.
Этот кадр программы – проверка того, правильно ли слова распределены на группы.
При работе над данной темой мы вводим термин «первообразные прилагательные». По нашему мнению, такое название, понятное учащимся и подкреплённое схемой состава подобных слов, методически оправданно. Оно необходимо для выработки навыка применения правила для разных по образованию прилагательных.
Кадр третий
н-нн в прилагательных и причастиях
Первообразные Отыменные Отглагольные
прилагательные прилагательные прилагательные, причастия
прил.←сущ. прил.←глаг.
прич.←глаг.
синий, юный,
пряный, зелёный,
румяный
Кадр четвёртый
н-нн в прилагательных и причастиях
Первообразные Отыменные Отглагольные
прилагательные прилагательные прилагательные, причастия
прил.←сущ. прил.←глаг.
н нн прич.←глаг.

синий, юный, 1. –ан- (-ян-) 1. н + нпряный, зелёный, 2. –ин- 2. –онн- (-енн-)
румяный Примеры:
кожаный, травяной,
гусиный, комариный,
оконный, пустынный,
станционный
На этом этапе заканчивается повторение материала 6 класса. Здесь можно дать разнообразные задания для проверки усвоения этой части правила: вставить пропущенные буквы, составить текст словарного диктанта и т.д. При этом важно, чтобы учащиеся дали правильное графическое объяснение орфограммы (на это мы обращаем внимание и при работе с таблицей). При составлении словарного диктанта слабые ученики повторят слова из таблицы, а сильные подберут свои примеры. Во время выполнения задания экран должен быть выключен, а при проверке включен.
Кадр пятый
На этом этапе учитель объясняет новый материал, используя следующую часть таблицы. Она так же, как и предыдущие части, постепенно возникает на экране:
н-нн в прилагательных и причастиях
Первообразные Отыменные Отглагольные
прилагательные прилагательные прилагательные, причастия
прил.←сущ. прил.←глаг.
н нн прич.←глаг.
синий, юный, 1. –ан- (-ян-) 1. н + н н ннпряный, зелёный, 2. –ин- 2. –онн- (-енн-)
румяный Примеры: 1.¬ (кроме не-)
кожаный, травяной, НЕТ 2. прич.+ завис.слово гусиный, комариный, 3. –ова- (-ева-)
оконный, пустынный, 4. ←глаг.сов.в.
станционный
Примеры:
скошенный, нескошенный,
кошенная утром (трава),
маринованный (сов.в.);
кошеный, некошеный (несов.в.)
Исключения:
оловянный, кованый, жёваный, нежданный, негаданный,
стеклянный, раненый, названый, невиданный, нечаянный,
деревянный, смышлёный, неслыханный, медленный,
ветреный посажёный (отец), желанный, священный и др.
приданое (сущ.)
Далее учитель может отрабатывать правило на различных упражнениях, используя таблицу как справочный материал. Ещё раз напомним о возможности выключить на определённое время экран, вернуться к любой стадии объяснения.
На заключительном этапе работы с таблицей учитель может объяснить правописание кратких прилагательных и причастий. Но если не хватает времени, эта часть таблицы может быть использована на завершающем уроке изучения темы или на уроках повторения.
Так выглядит таблица целиком, в итоговом варианте. Следует отметить, что надписи и графические элементы в таблице имеют разные цвета.
Подобные таблицы, на наш взгляд, имеют целый ряд преимуществ. Их можно использовать как на этапе объяснения нового материала, так и на этапе систематизации, особенно в старших классах.
И ещё одно важное замечание: учащиеся сами могут составлять подобные таблицы, готовясь к уроку повторения и обобщения по той или иной теме.
Кадр шестой
Первообразные
прилагательные
синий, юный,
пряный, зелёный,
румяный н-нн в прилагательных и причастиях
Отыменные Отглагольные
прилагательные прилагательные, причастия
прил.←сущ. прил.←глаг.
н нн прич.←глаг.
1. –ан- (-ян-) 1. н + н н нн2. –ин- 2. –онн- (-енн-)
Примеры: 1.¬ (кроме не-)
кожаный, травяной, НЕТ 2. прич.+ завис.словогусиный, комариный, 3. –ова- (-ева-)
оконный, пустынный, 4. ←глаг.сов.в.
станционный
Примеры:
скошенный, нескошенный,
кошенная утром (трава),
маринованный (сов.в.);
кошеный, некошеный (несов.в.)
Исключения:
оловянный, кованый, жёваный, нежданный, негаданный,
стеклянный, раненый, названый, невиданный, нечаянный,
деревянный, смышлёный, неслыханный, медленный,
ветреный посажёный (отец), желанный, священный и др.
приданое (сущ.)
Внимание!
В кратких причастиях всегда пишется одна буква н, а в кратких прилагательных столько, сколько и в полных:
трава скошена, девочка воспитана тётей (прич.); природа пустынна, девочка воспитана (прил.)