ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Исследование гендерных различий в мотивации
к занятиям физической культурой и спортом
в старшем школьном возрасте
васюк Д.А., педагог по физической культуре
МБОУ СОШ № 45, г.УфаАктуальность выбранной темы объясняется тем, что на сегодняшний день всё больше учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья, плохо подготовлены физически. Одна из основных причин этого - отсутствие у школьников устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Проблема формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой стала очевидной давно. К сожалению, пока она ещё недостаточно освещена в методической литературе.
Доказано, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей школьного возраста определена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие.
Исходя゚ из всего゚ вышесказанного゚ нами была゚ сформулирована゚ следующая゚ цель исследования゚ – изучить формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в старшем школьном возрасте.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.
2. Выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе.
3. Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физическими упражнениями у учащихся старших классов.
Объектом исследования является мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Предмет исследования - особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом в старшем школьном возрасте.
Мы предположили, что существуют гендерные различия в мотивации к занятиям физической культурой и спортом в старшем школьном возрасте.
Анализ литературных источников показал, что среди авторов в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения нет единства взглядов. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Проводимое педагогическое исследование заключалось в проведении психологических методик, направленных на выявление уровня развития мотивации к занятиям физической культурой, выявление самооценки интереса к занятиям физической культурой и мотивов спортивной мотивации в группе среди учащихся старшего школьного возраста.
В исследовании принимали участие 50 учащихся (25 юношей, 25 девушек) 10-х классов МБОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района города Уфы.
Исследования゚ проводились в゚ 2014-2015 учебном году и проходило゚ в゚ 3 этапа. Первый этап исследования゚ (ноябрь 2014 г. – январь 2015 г.) включал анализ научно-методической литературы. На゚ втором этапе゚ (февраль - апрель 2015 г.) нами были проведены психологические тесты. На゚ третьем этапе゚ (май 2015 г.) нами проводился゚ анализ и интерпретация゚ полученных результатов. Полученные данные обрабатывались математическим методом по формуле коэффициента U-критерия Манна-Уитни.
В процессе исследования были использованы следующие методики: методика анонимного анкетирования учащихся с целью выявления мотивации на уроках физической культуры, методика самооценки интереса учащихся к занятиям на уроках физкультуры («шкала интереса»), модифицированная анкета «Мотивации спортивной деятельности».
Результаты проведенного исследования показали, что среди опрошенных юношей самым популярным мотивом занятий физической культурой является социально-значимый мотив (его выбрали 70% опрошенных). Вторым превалирующим мотивом стал процессуальный мотив (20%). 10% юношей в качестве мотива занятий физической культурой и спортом выбрал мотив избегания неприятностей.
Среди опрошенных девушек результат выбора мотивов занятий физической культурой и спортом распределился следующим образом: отметочный мотив выбрали 50% девушек, учебно-познавательный – 30%, мотив избегания неприятностей – 20%.
По результатам исследования самооценки интереса учащихся к занятиям на уроках физкультуры («шкала интереса») были получены примерно одинаковые результаты. 60% юношей и 50% девушек показали высокий уровень интереса к урокам физической культуры.
Таким образом, в старшем школьном возрасте сохраняется высокий уровень интереса к занятиям физической культурой и спортом. Задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы поддерживать и развивать данный интерес.
По результатам проведенного исследования модифицированной анкеты мотивации спортивной деятельности можно сказать, что главной потребностью занятий физической культурой и спортом у юношей является потребность в самосовершенствовании (40%). Для девушек такой потребностью выступает потребность в общении и работе в команде (50%).
Данный результат можно объяснить стремлением юношей быть более физически развитыми. Поскольку ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение и значимым для подростка является коллектив, то этим можно объяснить лидирующую потребность занятий физической культурой и спортом в девушек – потребность в общении и работе в команде. Полученные данные могут помочь педагогу по физической культуре при выборе форм работы с юношами и девушками.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что значимые различия в мотивации занятий физической культурой и спортом существуют у юношей и девушек по следующим мотивам: потребность в достижении цели, потребность в самосовершенствовании, потребность в общении и работе в команде, потребность в принадлежности.
Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, а цели и задачи, поставленные в нашей работе, достигнуты.
Список литературы:
Безверхняя, Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г.В.Безверхняя. - М.: Логос, 2014. 169 с. – с.129-132.
Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ / П.К.Дуркин. – М.: Физическая культура в школе. – 2010. – 206 с. – с. 69-71.
Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2014. – 210 с. - с. 16-18.