Методические рекомендации учителям начальных классов в организации работы с гиперактивными детьми


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 15»
Методические рекомендации учителям
начальных классов в организации работы
с гиперактивными детьми
Составитель:
Гребенюкова Марина Анатольевна,
социальный педагог
г. Берёзовский 2017 г.
Содержание
Введение
Психолого-педагогическая поддержка ребенка, имеющего отклонения в поведении
Гиперактивные дети и проблемы их обучения
Работа с родителями гиперактивного ребенка
Работа учителя начальной школы с гиперактивным ребенком
Заключение
Литература
Приложения
Введение
В каждом классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах часто забывают.
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезвычайно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому учителю знаком этот портрет.
«Гипер…»- составная часть всех сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптация в коллективе должен быть комплексным. «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться» (специалист по работе с гиперактивными детьми, д.м.н., проф., Ю.С.Шевченко). Вот тут-то и должны прийти на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивными детьми, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявления у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? «Импульсивность-особенность поведения человека (в устойчивых формах-черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих поступках.
Психолого-педагогическая поддержка ребенка, имеющего отклонения в поведении
Аспект отклоняющегося поведения, характеризующийся социальными отклонениями, сопровождается деформацией связей и отчуждением такого ребенка от школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение учащегося в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно осваивать позитивный социальный опыт.
Решение этой задачи предполагает целый ряд социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий школьного и семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности такого ребенка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.
Комплекс мер, проводимых в данном направлении, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств учащегося, с учетом тех конкретных обстоятельств, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, но можно наметить общие этапы работы с ребенком, имеющим отклонения в поведении.
Этапы работы:
Комплексное диагностическое обследование учащегося:
Обследование психологом.
Цель: выявление дефектов индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, агрессивность, акцентуации характера) – методики: опросник Айзенка, опросник Басса-Дарки, проективный цветовой тест М.Люшера.
Обследование социальным педагогом.
Цель: исследование социальной ситуации, провоцирующей отклоняющегося поведения учащегося (характер межличностных отношений, социально-психологический климат в коллективе сверстников, социометрический статус подростка в группе) – методики: социометрия; наблюдения; анкеты.
Педагогическое наблюдение классного руководителя.
Цель: выявления диагностически значимых показателей уровня социального развития ребенка, подбор занятия по интересам, включение в систему мероприятий класса и школы.
2. Установление контакта:
Целью данного этапа работы является сокращение дистанции между взрослыми (педагогами) и учащимся и самораскрытие его личности в процессе общения.
Взаимодействие с ребенком проходит в шести стадиях:
расположение к общению;
поиск общего интереса;
выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств;
выяснение опасных и демонстрируемых качеств;
адаптивное поведение партнеров;
установление оптимальных отношений.
Коррекционная работа:
Целью данного этапа работы является исправление педагогических позиций учителя, разрешение острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.
На данном этапе следующим специалистам: (педагогу-психологу, социальному педагогу) необходимо решить следующие задачи:
восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у учащегося до появления отклоняющегося поведения, обращение к памяти ребенка о его добрых делах;
формирование у ребенка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов;
активизация положительной общественно-полезной деятельности учащегося;
исправление отрицательных качеств учащегося.
В программу коррекционных мероприятий включается:
1) консультирование родителей, педагогов с целью помочь взрослым понять индивидуально-психологические особенности детей, избежать ошибок в воспитании, ведущих к нервно-психическим срывам учащихся, к отклоняющемуся поведению и деформации личностного развития;
2) групповые тренинги с детьми (3-4 человека в группе): тренинг коммуникативных умений; тренинг личностного роста;
3) индивидуальные занятия с подростками: психогимнастика, психотехнические упражнения; аутотренинг, аутогенные тренировки.
Таким образом, профилактическую работу по предупреждению отклоняющегося поведения необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности ребенка, т.е. развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того, чтобы учащийся умел делать здоровый выбор, его следует обучить:
- умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами;
- неагрессивным способам реагирования на критику;
- умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Гиперактивные дети и проблемы их обучения
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, — такие дети приковывают к себе внимание педагога, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали другим. Эти учащиеся на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Преподавателя они “не слышат”, все теряют, все забывают. Они неудобны педагогу в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как школа искусств представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу школы искусств при условии соответствия требований учебного плана возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивныхсостояний.
Так, гиперактивные дети (а особенно в младших классах) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за инструментом, или за столом 40-50 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за инструментом спокойно. Необходима смена форм деятельности на уроке. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос преподавателя — ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока педагог разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричитсместа.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны преподавателя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания.
Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. Система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения. Гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильныеопорывполученииинформации.
И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно — это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, т. к. позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.
Работа с родителями гиперактивного ребенка
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всегонадо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.
Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная" «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.
Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.
Однако, помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра в волейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.
Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Итак, при воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; – с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями). Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка процессе воспитания:
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
2. Работа учителей в начальной школе с гиперактивным ребенком Появление гиперактивного  ребенка   в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
     Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения.
   Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать педагога, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
      В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: проводить физкультминутки, подвижные познавательные игры.
      Интересно, что ребенок, работая один на один с педагогом, не проявляет признаков гиперактивности  и гораздо успешнее справляется с работой.
  Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение всего занятия. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Так, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
     В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
        За один урок ученикам приходится сменить род деятельности 8—10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует педагог. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Преподаватель на занятии за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».
Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком:
1) В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2) Помните, что Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Старайтесь совместно решать возникающие трудности.
3) Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.
4) Классный руководитель может взять на себя обязанности по ведению «Дневника самоконтроля», чтобы отмечать в нем вместе с ребенком его успехи в школе. Примерные графы: успеваемость на уроках, поведение на уроках и на перемене, общение с одноклассниками.
5) Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям и возрасту.
6) Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
7) Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
8) Вызывающее поведение гиперактивного ребенка на уроках и переменах – его способ привлечь внимание к себе, поэтому ему необходимо изыскивать возможности уделять ему больше времени, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах и другим социальным навыкам.
9) Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10) Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
11) Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка!
12) Не забывайте о том, что такому ребенку необходимо давать больше возможности расходовать избыточную энергию, поэтому нужно создавать для этого оптимальные условия.
13) Школа должна помочь ребенку воспитывать у себя интерес к какому-нибудь занятию, так как ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «знатоком». Задача учителей и педагогов дополнительного образования найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «базой» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где имеются значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
14) Гиперактивный ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале-например, при написании реферата или сочинения, подготовки сообщения перед аудиторией или доклада по предмету и т.п.
Заключение
Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах и гимназиях. Конечно, совсем не просто подобрать к ним «ключик», сделать обучение для них приятным и увлекательным. Гораздо легче присвоить клеймо «неуправляемый» и по возможности перевести в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих. Многие учителя стараются помочь им, используя нетрадиционные способы подачи материала, проведения проверочных работ и т.д. Как показывает практика, помощь гиперактивным детям может оказаться эффективной, и некоторые из них могут со временем стать «гордостью» школы. А способствовать этому может систематическая организация взаимодействия с ними в соответствии с выделенными нами направлениями:
Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).
Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
применение мультисенсорных техник обучения;
проверка знаний – в начале урока;
избегание категоричных запретов.
Развитие дефицитарных функций:
повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:
отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
обучение приемам структурирования учебного времени;
отработка навыков самоконтроля;
обучение техникам самоуправления.
Литература
Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: МПСИ, 1998. - 125 с.
Власова, П.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1997.- 160 с.
Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000
Захаров, А.И. Предупреждение отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1999.- 100 с.
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М .: Владос, 2001.- 132 с.
Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.
Электронные ресурсы:
http://www.b17.ru/article/giperactiv/http://www.rae.ru/forum2011/134/947http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473279Приложения
Приложение 1.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности:
Критерии оценки
Гиперактивный ребенок
Контроль поведения Постоянно импульсивен
Двигательная активность Постоянно активен
Характер движений Лихорадочный, беспорядочный.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком):
Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность.
Постоянно ерзает.
Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
Очень говорлив.
Импульсивность.
Начинает отвечать, недослушав вопроса.
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
Плохо сосредотачивает внимание.
Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).
Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, специалист может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Приложение 2.
Игры для гиперактивных и агрессивных детей
Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.
Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п. Например, можно использовать игру «Расскажи музыку руками», когда преподаватель и ученик по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание прослушанного музыкального произведения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Мы восьмушки», «музыкальное сердечко».
Можно использовать игровое упражнение типа «Попробуй показать», главным содержанием которого является изображение движения в музыке, регистра и т.п…
Эти упражнения обогатят ребенка не только разнообразными эмоциональными ощущениями, но и развитием воображения. Очень полезно также совместное сочинение музыки на определённый сюжет или импровизация на тему.
Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Что изменилось?», «Чем похожи, чем непохожи?», «Найди “лишнее”» и др.
Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развитии умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что преподаватель договаривается с ребенком о том, что будет, допустим играть определённые звуки в высоком (низком, среднем) регистре, или определённые интервалы. аккорды и т.п., а тот должен следить и сказать «Стоп», если прозвучит условленный звук, аккорд, интервал и т.п..
Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, добавив к слуховому материалу зрительный. По- этому же принципу построены игры «Не подражай», «“Да” и “Нет” не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка. Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной деятельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у педагога, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка на занятиях.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ученик прослушивает музыкальный отрывок(желательно знакомую песню), анализирует его вместе с педагогом. Далее преподаватель исполняет этот же отрывок с небольшим изменением.(вариации, смена регистра и т.д) ученик должен определить изменения.
"Говори!" 
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите ученикам следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!"
"Кричалки—шепталки—молчалки" 
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно двигаться, танцевать; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками". Во время игры задания могут быть разнообразными: петь определённую песню, двигаться в определённом ритме и т.п.."Ловим комаров"
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Это упражнение хорошо использовать во время физкультминуток.
Скажите ученикам: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам на занятия налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова.
Приложение 3.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
Отвлечь ребенка от его капризов.
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу втот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для егоздоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)