Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом


Статья «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом»
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность школьника к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия физической культурой и спортом – это полимотивированная деятельность. Иерархия мотивов в ней определяется сочетанием и степенью выраженности потребностей школьника, и наиболее важные моменты становления его мотивационной сферы связаны со сменой типов ведущей деятельности. Формирование положительно устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
К сожалению, вопросы, связанные с мотивацией учеников к занятиям физической культурой и спортом, несмотря на попытки практического их решения остаются недостаточно разработанными с научной точки зрения. Обусловлено это в основном двумя причинами. Во-первых, в современной психологии нет единства в понимании существа этого явления. Во-вторых, в физической культуре и спорте понятие «мотив» затерялось в тени «истинно спортивных» категорий – воли, целеустремленности, смелости, решительности и т. п. Между тем в физической культуре и спорте роль мотивационных, побудительных начал проявляется особенно ярко.В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.
Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследователей, являются: укрепления здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.
В структуре мотивации к занятиям физической культурой и спортом важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам (к мотивации избегания неудач).
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом должны учитываться следующие положения:
1) деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
2) этот результат должен оцениваться качественно и количественно;
3) требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;
4) для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы – некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;
5) Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.
При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям физической культурой и спортом отмечено, что содержание и структура мотивации существенно изменяется по мере взросления ребенка. Поэтому для учителя физической культуры существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей; по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по видам возможных поощрений; по видам совместных мероприятий для развития коллектива; по способам придания эмоциональности учебным занятиям; по особенностям присущих личности учителя физической культуры.
Учащиеся, неудовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметок, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.
Мотивы, связанные с процессом деятельности – это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы – это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.
Внутренние факторы – это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимостьи направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т. е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.
Для того, чтобы понять как правильно осуществлять формирование стойкой мотивации у учащихся к занятиям физической культурой и спортом, нам необходимо было выяснить отношение учеников к урокам физической культуры в школе, изучить мотивацию к урокам физической культуры и определить кто и что, по мнению учеников, играет наиболее важную роль при формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом.