Статья: Стимулирующие факторы повышения активности обучающихся к занятиям физической культурой и спортом


Статья
«Стимулирующие факторы повышения активности обучающихся к занятиям физической культурой и спортом»
Леонтьев Геннадий Прокопьевич
ГБОУ ООШ с. Старый Буян
муниципального района Красноярскийучитель физической культуры
leontev_1958@list.ruБольшую часть времени дети проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды, и успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Однако, здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, нравственного и социального благополучия. Фундамент этого благополучия закладывается в детстве. На этом фоне в дальнейшем важна и правильная организация учебной деятельности.
Актуальность проблемы физического воспитания заключается в том, что в последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. В школьном возрасте наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, нервной системы, органов чувств и пищеварения, что соответствует особенностям экологической и социально-экономической обстановки в стране.
Детский организм наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений здоровья, который получил название «школьные болезни». При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост числа хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма. Согласно данным Минздрава Российской Федерации, лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 60% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
По данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоническому физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, психофизической перегрузкой.
Поэтому велика, неоценима роль школы в физическом воспитании подрастающего поколения. Через нее проходят дети, и от того, как учитель сможет привить стойкую любовь к физической культуре и спорту, зависит, насколько крепкими, здоровыми, волевыми вступят в жизнь выпускники школы.
       В связи с этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.  Сущность работы состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни учащихся путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  средств,  методов и форм  в процессе обучения физической культуре, как на уроках, так и в неурочное время. Учитывая анализ существующей ситуации, я убежден в целесообразности использования стимулирующих факторов как одного из способов вовлечения обучающихся к занятиям физкультурой и спортом и тем самым сохранения и укрепления их здоровья.
Существует много способов и форм повышения мотивации обучающихся заниматься спортом во внеурочное время, участвовать в различных спортивных мероприятиях. Одним из них является метод поощрения.
1.Подведение итогов всех школьных соревнований заканчивается награждением грамотами и призами победителей и призеров, наиболее активных и отличившихся учеников.
2. Вся информация о прошедших как школьных, так и районных соревнованиях вывешивается на стенде «Спортивная жизнь школы», учащиеся имеют возможность сравнить свои результаты.
3. Учащимся нравится, когда об их успехах пишут в районной газете, поэтому стараюсь как можно чаще давать информацию в газету.
4. Мечта каждого учащегося- получить медаль по итогам конкурса «Лучший спортсмен года», который у нас в школе проводится 5 лет подряд. Разработано положение, которое корректируется каждый год, доводится до каждого ученика.
Согласно положению, за каждое участие ученика в школьных, районных спортивных и военно-патриотических мероприятиях ему начисляется определенное количество баллов. Например, за участие в школьных соревнованиях ученик получает 5 баллов, за районные и областные соревнования - соответственно по 10 и 15 баллов. Кроме этого, за призовые места, учащиеся получают дополнительные поощрительные баллы. За установленный рекорд школы в легкой атлетике, за вхождение в сборную района по культивируемым видам спорта учащийся получает дополнительно 5 баллов.
Ежегодно в апреле-мае месяце в школе, согласно положению, каждый школьник участвует в летнем многоборье и имеет возможность заработать значительное число баллов. Кроме этого, победители и призеры награждаются грамотами и призами.
Учащиеся 1 группы (1-5 классы) участвуют в следующих видах программы:
девочки: бег на 30м, 60м, 300м, 500м, 1000м;
мальчики: 30м, 60м, 300м, 500м, 1000м, 1500м.
Учащиеся 2 группы (6-9 классы) участвуют в следующих видах программы:
девочки: бег на 30м, 60м, 300м, 500м, 1000м, 1500м;
мальчики: 30м, 60м, 300м, 500м, 1000м, 1500м.
Победитель определяется по наименьшей сумме занятых мест в 5-ти видах (кроме одного худшего результата в одном из видов программы). При равенстве очков преимущество имеет участник, показавший лучший результат в беге на самую длинную дистанцию. Для улучшения результата, учащиеся могут участвовать в каждом из видов программы неограниченное количество раз.
Также в школе разработано положение о школьном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания». Участвуя в таких видах состязаний как бег на 1000м, бег на 30м или 60м, прыжки в длину с места, челночный бег (3х10м), наклоны туловища, поднимание туловища за 30с, подтягивание – мальчики, сгибание и разгибание рук – девочки, учащиеся получают определенное количество баллов в свою копилку.
Итоги конкурса «Лучший спортсмен года» подводятся в конце года среди мальчиков и девочек отдельно. Победители и призеры в торжественной обстановке (на празднике «Последнего звонка») награждаются медалями «Лучший спортсмен года» грамотами и призами.
В конкурсе «Самый спортивный класс» баллы всех учащихся класса суммируются, и определяется класс - победитель. Классу - победителю вручается переходящий вымпел.
Такая рейтинговая система оценивания спортивных достижений учащихся позволяет повысить активность школьников, уровень осознания ими своих возможностей, вовлечь как можно больше школьников во внеурочную спортивную деятельность, способствует формированию у них здорового образа жизни, стимулирует учащихся на высокие показатели в спорте.