Методические рекомендации по организации проектной дея-тельности (теоретическая и практическая части).


Методические рекомендации по организации проектной деятельности.(теоретическая часть)
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом ; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (проф. Е. С. Полат);
Типы проектов
Главная цель любого проекта — формирование ключевых компетенций, т.е. комплексных свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные ;
Поисковые (исследовательские) ;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские ;
Коммуникативные;
Презентационные .
доступности:учёт реальных и потенци-альных умственных и физических возможностейобучающего-сясотрудничества:равноправные партнёрские отношения между участниками, преобладание эмпатии в личностных отношениях.
проблемности:активизация мыслительных функций,стиму-лирование познавательных интересов, развитие творческого и критического мышления
индивидуализации: предполагает определение индивидуальной траектории развития, выделение специальных задач способствующих раскрытию личностного потенциала
самостоятельности: состоит в возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения задач, требующих интеграции знаний и умений из различных предметных областей.
Принципы организации проектной деятельности
количество участников
1.индивидуальные
2. парные
3.групповые
4. коллективные
5.телекоммуникативные-группа в интернете
продолжительность
1.краткосрочные: 1-3 урока
2.средней продолжительности: от недели до месяца
3.долгосрочные: от месяца и более
предметно-содержательная область
1. монопроекты2.межпредметные
3.надпредметные
доминирующая деятельность
1.исследовательские
2.творческие.
3.ролевые, игровые
4. инфорационные5. практико- ориентированные

Практическая часть.
Для работы над долгосрочными исследовательскими проектами, которые наиболее актуальны в настоящее время, т.к. с ними можно выходить на исследовательские конкурсы, НПК, олимпиады разных уровней, я бы порекомендовала в рамках ученического научно-исследовательского общества (УНИО) прочитать обучающимся спецкурс " Введение в исследовательскую деятельность".
Цель с\к: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи: по окончании изучения с\к учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской деятельность
-структуру ,правила оформления исследовательской работы
Уметь:
- формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность
-составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы
-выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы
-определять цели и задачи
-формулировать гипотезу
-выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования
-работать с различными источниками информации, в том числе и с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по теме проекта
-оформлять теоретические экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы
-рецензировать чужую исследовательскую работу
-владеть понятиями: абстракция, анализ, синтез, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, закономерность, концепция ,методы моделирования, наблюдения , сравнения, историзма.
Форма работы - лекционная и семинарская.
В содержании курса, который я реализую в течение ряда лет как руководитель УНИО"Эврика" МКОУ СОШ№10,три направления.
1.Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
2.Формирований теоретических знаний о структуре, этапах, методах ,содержании проектной работы.
3.Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Занятия сопровождают работу школьников от этапа к этапу, от формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и рефлексии.
Текущий контроль:
-кратковременные самостоятельные работы проблемного характера
-отслеживание хода работы над учебными исследованиями
Итоговый : защита проекта.
Участники проекта формируют папки в которых находятся памятки, алгоритмы, рекомендации :
-виды исследовательских работ
- этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность обучающихся дата
Подготовительный
1.Мотивация обучающихся; 2.Знакомство с замыслом проекта, определение проблемы и темы.
3.Организация группы
1.Обсуждение предмета исследования с учителем, определение проблемы
2.Получение дополнительной информации;
3.Уточнение и корректирование цели проекта Планирование и организация деятельности 1.Предложение идей
2.Высказывание предложений по решению задач проекта;
3.Распределение ролей в нём
4.Разделеие проекта на отдельные фрагменты и планирование сроков и путей их выполнения 1.Обдумывание плана действий;
2.Формулирование общих задач 3.Распределение ролей участников и конкретных задач каждого
4.Разделеие проекта на отдельные фрагменты и планирование сроков и путей их выполнения
5.Определени источников информации, способы её сбора и анализа, представления информации. Исследование (осуществление деятельности) 1. Помощь в подборе теоретической информации.
2.Руководство практической деятельностью- а) техническая помощь в проведении инструментальных исследований)
в)правила оформления проекта и презентации
г) методические рекомендации по подготовке презентации доклада, буклета 1.Выполнение исследования 2.Решение промежуточных задач;
3.Анализ информации, формирование выводов.
4. Чтение отдельных глав проекта
5. Оформление проекта
6.Подготовка материалов к презентации.
7. Составление буклета( при необходимости) Представление результатов исследования (отчет) 1.Формулировка целесообразных вопросов;
2.Оценивание усилий обучающихся, источников информации, результатов решения проблемы, возможностей продолжения исследования, качества отчета и умения защиты проекта. 1. Защита проекта
2.Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. - правила работы с литературными источниками
- требования к содержанию исследовательского проекта
- структура проекта: введение, обзор литературы, материалы и методики, результаты исследования, выводы и предложения, литература, приложение.
- оформление исследовательской работы
- оформление библиографии
- процедура защиты проекта
- план доклада результатов проекта
- представление устного доклада(культура выступления)
- критерии оценивания проекта, презентации ,буклета
- руководство по написанию тезисов доклада, аннотации, рецензии.
В работе используется: 1.Рекомендации учителям , работающим с одарёнными детьми.
2.Психологическая памятка для учителя в работе с одарёнными детьми.
1. Урок с применением проектной технологии.
10класс.
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития. Эмбриогенез: дробление, гаструляция. органогенез.(2ч)
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Цель: фомирование знаний об этапах эмбрионального развития организмов.
Задачи:1.образовательная- формирование знаний о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; о стадиях онтогенеза
2.развивающая- продолжить работу по формированию умения учащихся выбирать главное, используя различные источники информации, формулировать выводы; оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности.
3.воспитательная- формировать мировоззренческие представления о начале жизни и развитии организмов, формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, формирование культуры сотрудничества и культуры умственного труда.
Методы : эвристический, исследовательский, проблемный.
Форма организации учебной деятельности -групповая.
Средства обучения:1. учебник "Общая биология"В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И,Сонин.2."Общая биология" Профильный уровень. под ред. академика В.К. Шумного. Таблицы "Эмбриональное развитие хордовых". “Индивидуальное развитие организмов”., "Эмбриональная индукция".Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко.
Ход урока
Этап работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент ( запуск проекта) Проверяет готовность к уроку. Называет тему. Формирует группы. Готовят учебники и дополнительную литературу, определяют партнёров.
Целеполагание и мотивация (планирование работы) Даёт справку(по убеждению преформистов, развитие отсутствует, происходит только количественное увеличениеуже заранее предсуществующих частей, заключённых в зародышевой клетке. противоположный взгляд- эпигенез: организм развивается из однородной бесструктурной массы. Определяет проблему (или формулируют ученики) Известно, что организм растёт. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества? Анализируют проблему. Определяют конечную цель-продукт совместной деятельности. Определяют форму презентации проекта и количество выступающих.
Актуализация знаний(определение уровня готовности к поисковой работе) Предлагает дать определения базовых понятий необходимых для изучения темы: половое ибесполое размножение, митоз. мейоз. гамета, зигота, оплодотворение. Дают определения.
Первичное усвоение знаний( сбор информации)
Напоминает алгоритм выполнения исследования. Формулирует задания (подпроблемы) для проектной работы уч-ся.
Каков смыл термина "развитие"?(пр1)
Каким образом индивидуальное развитие может отражать эволюционные преобразования в его строении?(пр2)
I. Прочитайте текст учебника стр.215- 216 и дополнительную информацию.1. Дайте определение "онтогенез."На какие два периода делится онтогенез? (гр1) 2.Прочитайте текст стр217-218 и дополнительную информацию. Какая структура даёт начало всем многоклеточным организмам? Какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных клеток?(гр2)
II. Прочитайте текст учебника стр220-221 и дополнительную информацию. В чем выражается дифференцировка клеток в процессе онтогенеза? На каком этапе она протекает? Что называется эмбриональной индукцией?(гр1)
Прочитайте текст учебника стр220-221 и дополнительную информацию. Какие зародышевые листки образуются на стадии гаструляции? О чем свидетельствует гомология зародышевых листков? Какой группе животных соответствует гаструла?(гр2) Знакомятся с информацией . отбирают источники.
Работают с разными источниками информации
Закрепление учебного материала ( обмен информацией)
Организует обмен информацией
Обе группы заполняют таблицу: Зародышевые листки и их производные
Обмен информацией по вертикали.
Заполнение таблицы
Применение знаний
Корректирует работу школьников. Решение тестов с электронного пособия Коррекция проектов
Оформление результатов
Оказывает поддержку в подготовке к защите проекта, составлении тезисов
Каждая группа оформляет проект, составляет тезисы, выбирает докладчиков
Рефлексия Высказывает собственное суждение о достижении цели урока. Оценивают результаты своей деятельности