СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА


Сочетание традиционных технологий обучения и современных информационных технологий в процессе подготовки выпускников СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
В XXI в. профессиональному образованию придётся стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека, ведь только таким образом он сможет овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности. Сегодня уже нет сомнения, в том, что наступивший информационный век российского общества будет веком компьютеризации и профессиональных знаний, следовательно, система образования должна будет решать новую проблему, связанную с подготовкой современных конкурентоспособных специалистов на основе информационных и коммуникационных технологий обучения.
В педагогической практике в преподавании специальных дисциплин транспортного направления автомобильного транспорта при подготовке кадров среднего профессионального образования в Западно-Сибирском государственном колледже используются как традиционные, так и информационные технологии обучения. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию познавательных умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Их внедрение в учебный процесс обеспечивает: систематизацию и интеграцию информационных потоков в образовательном пространстве; проектирование и мониторинг личностных достижений студента в освоении общих и профессиональных компетенций.
Современное развитие информационных технологий позволяет преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и мультимедиаресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.
Электронная база средств обучения позволяет применять в образовательном процессе метод опережающего обучения, который дает возможность сформулировать обучающимися преподавателю вопросы, касающиеся современных достижений науки и техники, выходящих за рамки учебной программы. К примеру, студентов интересуют вопросы таких тем, как: различные конструкции двигателей внутреннего сгорания (роторные, форсированные, реактивные), современные топливные системы и топлива бензиновых и дизельных двигателей (система закиси азота и т. п.), бортовые компьютерные системы, противоугонные системы и т. д.
Для диагностики проблем автомобиля существуют компьютерные программы-тестеры, для этого можно использовать обычный компьютер, который можно подключить через специальный адаптер. Кроме того, необходимо специальное программное обеспечение, с помощью которого можно получать сообщения об ошибках, считать данные с различных блоков и систем.
Большинство современных автомобилей оснащены специальными диагностическими разъемами, посредством которых происходит обмен данных между специальным диагностическим оборудованием и блоками управления авто.
При наличии домашнего компьютера выполнить большинство диагностических операций вполне способен каждый автовладелец.
Данный подход стимулирует обучающихся к учебно-исследовательской деятельности, которая направлена на углубленное изучение  устройства современных технических средств, а также новейших достижений в их обслуживании и ремонте. В результате этой деятельности студенты готовят учебно-исследовательские работы, технологические проекты и принимают участие в научных конференциях и выставках научно-технического творчества разного уровня.
Это позволяет преподавателю понять направление интересов обучающихся и применить в своей работе интернет-ресурсы и созданную электронную базу при подготовке учебного материала в виде продуктов ИКТ (мультимедийных презентаций и т. п.). Мультимедиасредства представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудиофрагментов. Применение мультимедиасредств в преподавании специальных предметов предоставляет педагогу возможность  комбинировать представление информации в разных формах.
Постоянная работа по подготовке занятий с использованием не только традиционных, но и информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самого преподавателя.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин.