Интегрированный урок-исследование на тему : «К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «Волшебник и великий музыкант».

Интегрированный урок-исследование «Чтение. Музыка»

М.В. Головач, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 37 г.Волжского Волгоградской области

Тема урока: «К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «Волшебник и великий музыкант».
Цели: через художественные и музыкальные образы произведений, слушание музыки, инсценирование, пение показать учащимся, что Э. Григ своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение и побуждает к творчеству; осуществить комплексный подход к уроку через предметные связи (музыку, чтение, изобразительное искусство).
Задачи: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нем, и представлять картину, нарисованную автором; умение высказывать свое отношение к написанному автором и к прочитанному; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли; заучивание наизусть небольшого отрывка прозы с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения; развитие исполнительско-творческих навыков и умений.
Тип урока: углубление знаний; обобщение.
Методы: беседа, исполнение, исследование, показ.
Оборудование: музыкальные инструменты – синтезатор, фортепиано; сборники произведений Э. Грига; магнитофон, аудиокассета; проигрыватель, пластинки; декорации, рисунки детей; книги о К. Паустовском и Э. Григе; портреты К. Паустовского и Э. Грига; эмблемы для биографов, исполнителей, музыковедов; карточки с названием групп, папка-раскладка; плакаты: «Стихотворение И. Северянина «Григ». «Гномы».
Ход урока.
Учитель музыки (У.М.). Уважаемые гости! Сегодня вместе с биографами, музыковедами и исполнителями мы отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки Константином Георгиевичем Паустовским и Эдвардом Григом, а также проведем небольшое исследование и выясним, являются ли события жизни Грига, описанные в рассказе Паустовского, реальными или вымышленными или же, взяв отдельные факты из биографии композитора и соединив их воедино, автор создал художественное произведение.

Звучит фрагмент музыки Э. Грига «Утро». На фоне музыки учитель читает отрывок из рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» со слов «Композитор Эдвард Григ» до слов «Однажды Григ».

Учитель начальных классов (У.). Наши биографы конечно же догадались, из какого произведения этот отрывок.
Дети (Д.). Это отрывок их произведения Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
У. Природу какой страны описывает Паустовский?
Д. Паустовский описывает природу Норвегии.
У. Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?
Д. Писатель использует сравнения («эхо, как птица пересмешник»), олицетворение («осиновые листья дрожат»).
У. Да, Паустовский – настоящий мастер олицетворений. Докажите это примерами.
Д. Туман шуршит, ковры, портьеры приглушают звуки, рояль мог петь, черные и белые клавиши убегали, капли твердили, пошел снег, музыка уже не пела.
У.М. А теперь вопрос музыковедам. Вы узнали пьесу, которая сопровождала текст?
Д. Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
У.М. Правильно. Чтобы глубже понять, прочувствовать и проанализировать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Грига и его жизнь.
Вопрос к биографам: «В чем заключается значение творчества Эдварда Грига?»
Д. Эдвард Григ – великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки. Это первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны известны всему миру.
Путь к Григу, к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной Норвегии.
У.М. Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа?
Д. Да.
У.М. Напоем мелодию пьесы «Утро».

Дети исполняют мелодию пьесы «Утро» со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло».

У.М. Вопрос к музыковедам: «Какие средства музыкальной выразительности помогли нам лучше увидеть и почувствовать природу Норвегии, этой величественной и суровой страны?»
Д. В основе пьесы лежит небольшой мотив, напоминающий пастушеский наигрыш. На протяжении пьесы он неоднократно повторяется и варьируется у струнных и деревянных духовых инструментов. Мелодия неторопливая, спокойная, звучит нежно и прозрачно в верхних и средних регистрах.
У.М. А в какой песне Грига также рассказывается о норвежской природе, о радости общения человека с ней?
Д. В «Лесной песне» Грига.
У.М. Как мы будем ее исполнять?
Д. Нежно, певуче, напевно, спокойно, но достаточно активно.
У.М. На какие сложные места необходимо обратить внимание?
Д. На те, где встречаются полутона и четверть с точкой.

Дети исполняют «Лесную песню» Э. Грига.

У.М. Наше впечатление о музыке Грига мы можем передать словами русского писателя М. Горького: «Слушая Эдварда Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей».
У. Давайте перейдем в нашу картинную галерею. Кто из художников поделится своими мыслями и чувствами, возникающими под впечатлением прочитанного и услышанного о Норвегии?

Рассказы «художников» о своих впечатлениях.

Д. Действительно, Григ и Паустовский являются волшебниками, так как заставляют нас думать, размышлять, представлять и передавать свои впечатления в рисунках.
У. Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви к природе.
У.М. Они очень любили природу. Для них жизнь среди родной природы была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения в написании произведений.
У. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
Вопросы к биографам: «Как вы думаете, почему этот случай описан Паустовским? Почему в его рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите с фактами из биографии композитора».
Д. Обычно запоминается из биографии такое жизненное событие, которое вызвало потрясение.
У Грига была дочь Александра, но прожила она не долго, чуть больше года. «Она была красивым, милым ребенком, развитая и умная: она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать Шумана» - так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было.
У.М. Через всю жизнь пронес Григ эту утрату. Любовь к дочери он перенес на своих друзей-ребятишек.
Д. Для занятий музыкой в последние годы своей жизни Григ построил домик. Никто не смел мешать ему во время работы. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».
Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.
У.М. Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал и Паустовский.
Сейчас исполнители покажут вам сцену встречи Грига с девочкой. Но прежде чем вы это увидите, я хотела бы задать вопрос музыковедам: «Могла ли девочка, собирая в лесу шишки, петь песенку?»
Д. Могла, потому что, когда на душе светло, радостно, хочется эти чувства передать кому-то. Но девочка была одна и общалась с природой, напевая песенку.

Инсценировка (текст на с. 150-151, см.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Книга для чтения в 3 классе. М., ).

У.М. Действительно, Григ очень любил гулять в лесу, в горах. Любил встречаться с народными музыкантами и певцами, которые исполняли ему народные норвежские мелодии. У него есть цикл песен «Девушка с гор», написанный под впечатлением встречи с молодой девушкой.
Вопросы к биографам: «Как вы думаете, о каком периоде жизни Грига Паустовский написал рассказ? Что это за место, где встретились в леку Григ и девочка?»
Д. В последние годы жизни Григ в теплое время жил в местечке Тролльхауген (это означает «Холм троллей»). Название этому месту в горах, расположенному недалеко от родного города Бергена, дал сам Григ. В отдельно стоящем доме ничто не отвлекало Грига от работы.
Сюда приходили послушать музыку жители окрестных мест. Они любили Грига и уважали его за прекрасную музыку.
У.М. Вопрос к биографам: «Почему Григ назвал это место «Холм троллей»?»
Д. С детства мама рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские народные песни о фантастических добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах, кобольдах. Григ и взрослым продолжал любить легенды и сказания и, как в детстве, верил в чудеса. Ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах.
У.М. Вопрос к музыковедам: «Какие произведения подтверждают мысль, что композитор черпал вдохновение из народного норвежского фольклора, что Григ был композитором-сказочником?»
Д. Пьесы «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Кобольд», «Танец эльфов», «Свадебный день в Тролльхаугене».
У.М. Правильно. Пьеса «Свадебный день в Тролльхаугене» задумана как воспоминания о незабываемом дне серебряной свадьбы Грига и навеяна народными норвежскими мелодиями.
Что говорил о Григе русский музыковед Николай Финдейзен?
Д. «Григ, как маленький тролль норвежских сказок, собрал в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего народа, ковал из него дивные миниатюрные изделия и дарил их людям, и не только дарил, но и делал людей своим искусством счастливыми, более добрыми и сердечными.
Григ был именно таким романтиком, троллем. Но троллем царственным; он сделал сказку действительностью, точнее сказать, заставил людей поверить в эту сказку, так как его гений умел отворять сердца слушающих его людей. Вот почему этого тролля так искренне любили все, где бы он ни являлся, чтобы рассказывать свои сказки, являлся, чтобы открывать иногда даже огрубелые сердца других».
У.М. Мы с вами тоже знаем песню о гноме. Но к сказочному норвежскому герою обращается не норвежский композитор, а венгерский. И мы с удовольствием ее поем.
Слово исполнителям.

Дети исполняют песню «Пестрый колпачок».

У.М. Композиторы в своем творчестве часто используют фольклор не только своей страны, но и других государств. Это относится и к Григу.
А теперь вернемся к произведению Паустовского: «Почему композитор обещал девочке подарок через несколько лет? Ответьте цитатой из книги».
Д. «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
У.М. Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных произведений обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям. Примером может служить пьеса «Про маленькую девочку». Какое впечатление произвела она на вас?
Д. Музыка сначала спокойная, затем становиться все более драматичной. Можно предположить, что Григ знал какую-то девочку или писал о своей дочери. Композитор глубоко переживает за девочку, думает о ее жизни и будущем счастье.
У. Лето и осень композитор проводит на природе, а в зимнее время – в городе. Почему?
Д. Он был бы рад жить в своем доме как можно дольше, но два серьезных обстоятельства препятствовали этому. Во-первых, сырой и холодный Тролльхауген был вреден для больных легких Грига. Во-вторых, Григ – артист, он уже не представлял себя без концертных выступлений.
У. Ребята, ответьте цитатой, где Григ начал писать музыку для Дагни?
Д. «В Бергене все было по-старому».
У. Когда Григ начал писать? Найдите это место в рассказе.

Учащиеся читают отрывок рассказа со слов «Началась зима» до слов «верхушки деревьев».

У. Как долго писал он это произведение?

Чтение отрывка «Григ писал музыку».

У.М. «Рояль мог петь обо всем». Почему так написано у Паустовского?
Д. Языком музыки можно передать челочеческие чувства: радость, гнев, любовь, образы природы.
У. Уважаемые музыковеды, кто из вас может ответить на вопрос: «Кто сказал, что Дагни похожа на первый аккорд увертюры?»
Д. Назвал Дагни первым аккордом увертюры ее дядя Нильс.
У. Спросите, почему он так сказал? Вы маленькие, вас тоже можно назвать первым аккордом. У вас все еще впереди. А школа – это ваша увертюра. От того, как вы будете учиться, что читать, какую музыку слушать, будет зависеть ваша жизнь.
У.М. Давайте представим себе теплый июнь, белые ночи, городской парк, концерт симфонической музыки под открытым небом.

Инсценировка (текст на с.156-157, см.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Книга для чтения в 3 классе.).

У.М. Григ посвящал свои произведения близким, любимым и дорогим ему людям: музыкантам, композиторам, друзьям.
Вопрос музыковедам: «Почему именно Дагни Григ захотел посвятить свою музыку?»
Д. «Еще десять лет назад Григ почувствовал ее чистую добрую душу, ее музыкальность, любовь к природе».
У. Наша встреча подходит к концу. По вашим ответам мы поняли, что группы музыковедов, биографов и исполнителей очень хорошо потрудились, готовясь к этому уроку: читали произведения о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, высказывания великих писателей и музыкантов о них слушали музыку. К какому мнению вы пришли в процессе исследования: встреча Эдварда Грига с девочкой является фактом из его биографии, вымыслом или образ девочки собирательный?
Д. 1. Образ девочки собирательный.
2. Паустовский использовал события из жизни музыканта и придумал рассказ.
3. Это и правда, и выдумка. (Даны приблизительные ответы.)
У.М. Итак, мы с вами пришли к общему мнению, что, взяв отдельные факты из жизни Грига и соединив их воедино, Паустовский написал высокохудожественное произведение.
У. Почему музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов на создание произведений:
У.М. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик». Так сказал П.И.Чайковский.
У. А русский поэт И. Северянин написал стихотворение «Григ».

Ученица читает стихотворение И. Северянина «Григ».

У.М. Григ действительно является великим музыкантом и волшебником.
У. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.
У.М. Людей искусства благодарят аплодисментами.
У. Давайте поблагодарим Константина Паустовского за прекрасный рассказ
У.М. и Эдварда Грига за чудесную музыку!